...К.ЛАРИНА ...Следующая тема, которая тоже скандальная была на протяжении всего учебного года, то, что началось до вас и вами продолжилось, это "основы православной культуры". Я знаю ваше отношение к этому предмету, и мне очень отрадно, что вы вняли мнению большинства слушателей "Эхо Москвы" в том числе, что, все-таки, это должна быть "История мировых религий", мне представляется это очень важным в нашей стране. Как сегодня обстоят дела, на каком этапе? Когда будет уже учебник по этому предмету? Вообще, как все это будет происходить?
А.ФУРСЕНКО – Спасибо, за слово вняли, я думаю, что я и сам так до этого считал, но эта моя позиция, она совпадает с позицией большинства, при этом я еще раз хочу подчеркнуть, что это очень важная вещь, я это говорил и я это повторю. Не может человек знать историю своей страны, не понимая, как развивалась в этой стране религия, как развивалась в этой стране вера, какие конфессии как входили в эту страну. Поэтому, очень важно, и при этом человек должен уважительно относиться. Ко всем религиям. И, вторая вещь, о которой я тоже говорил, я каждый раз повторяю, конечно, в России по крайней мере, большей части России православие сыграло ну, скажем очень большую, может быть, даже определяющую роль в становлении государственности и культуры, и поэтому, роль православия в изучении религии, она естественно должна быть и будет большой. А теперь, что конкретно по изучению этого предмета в школе. Главное ограничение по широкому распространению вот этого предмета, это первое – это недостаток учебников, и мне говорил академик Александр Николаевич Чубарьян, что завершение учебника, который называется "История религий", это вопрос месяцев, и вторая проблема, может быть, более острая, это проблема учителей. Потому что мало написать приличный учебник, абсолютно ясно, что это преподавание должны вести светские учителя, это крайне опасная вещь, если в школу придут представители любой конфессии. Это может создать очень серьезный дисбаланс.
К.ЛАРИНА – Ну, конечно, это уже вопрос веры, а не знаний. Это совсем другое.
А.ФУРСЕНКО – Да, даже если они будут преподавать светские предметы, потому что кроме всего, на них лежит ответственность перед своей конфессией, они же не могут, в данном случае, быть абсолютно объективными. И не должны. Поэтому, воспитание светский учителей, это часть проблемы вообще, подготовки преподавателей и в этом вопросе, поскольку он довольно новый для нас, для нашей страны, существуют большие проблемы
К.ЛАРИНА... У нас, когда я училась в институте, может быть и у вас, я не знаю, был такой предмет, который назывался "Научный атеизм".
А.ФУРСЕНКО – Нет, у меня была "марксистско-ленинская философия".
К.ЛАРИНА – А, вы технарь же так называемый, да. Я гуманитарий, да. Так вот, я вспоминаю, что у нас был замечательный педагог, который, по сути, нам преподавал историю мировых религий. Вот вам и предложение. Полно специалистов по научному атеизму.
А.ФУРСЕНКО – Немного было таких людей, а, потом, понимаете, были, действительно, выдающиеся люди, а были люди, которым программка задана, что все опиум для народа. И, упаси нас бог, это ничуть не лучше, это тоже религия, в своем роде. И это ничуть не лучше, чем пустить священника или муллу, вот, допустить такого человека перед школьниками. Нельзя навязывать, надо дать объективную картину. Нельзя навязывать атеизм, так же как атеизм нельзя навязывать. Дайте знания, и дайте умение мыслить. Если бы нам удалось бы добиться того, что на основе этого курса, на основе этого курса истории школьники начали бы анализировать, может быть, кто-нибудь из них станет верующим человеком. И в этом ничего ужасного нет, а кто-то из них станет атеистом. И в этом тоже ничего ужасного нет.
К.ЛАРИНА – А, кстати, давайте вспомним, вот, про регионы вы говорили, что они все-таки, к ЕГЭ относятся не так категорично, как допустим, питерцы или москвичи. Но, с другой стороны, давайте вспомним, что у нас "Основы православной культуры" в свое время, были рекомендованы в качестве факультатива. Еще вашим предшественником Владимиром Филипповым, после такого, очередного горячего обсуждения этой темы. И что вы думаете, огромное количество школ в регионах, взяли под козырек, что называется, и ввели это в курс обязательных программ. И я знаю сама, сколько уже таких трагических случаев, связанных с тем, что надо. И просто, вот, палками гонять детей на эти занятия, то же самое в НВП, кстати, пока еще вопрос не решен, нигде ничего не ввели, а во многих школах в регионах уже идут курсы начальной военной подготовки.
А.ФУРСЕНКО – Мы возвращаемся, с моей точки зрения, к принципиально важному вопросу о реформе образования. Это к вопросу, связанному с содержанием образования. И с тем, кого и для чего мы готовим. Вот это вопрос, действительно, принципиальный. И обсуждать и начинать его надо, наверное, с другой стороны. Надо попытаться понять, действительно, очень широкий вопрос, какую экономику, какую страну мы хотим иметь через 10-15 лет. Нам не надо этот вопрос отводить в сторону и на задний план и решать сиюминутные проблемы. Для образования это вопрос номер один...
30 мая 2004 г.
Источник: "Эхо Москвы"