Священник на корабле в составе экипажа – явление нечастое. Однако протоиерей Александр Федоров, заведующий сектором ВМФ Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями уже в течение восьми лет регулярно принимает участие в морских походах. Об опыте служения в этих непростых условиях он рассказывает нашему корреспонденту.
Отец Александр, как вы стали "флотским" священником?
В 2004 году по инициативе Синодального отдела состоялась первая встреча с главнокомандующим ВМФ адмиралом флота Владимиром Ивановичем Куроедовым. Она была конструктивной и плодотворной. Адмирал взял на себя ответственность за подписание соглашения о взаимодействии флота и Русской Православной церкви , даже вопреки рекомендациям юридической службы. Можно сказать, принял командирское решение. И это положило начало нашему сотрудничеству. До подписания соглашения бывали случаи, когда священники выходили в море в составе отрядов боевых кораблей, но это были эпизоды. На Черноморском флоте весьма плодотворно служил, осуществляя духовное окормление моряков, протоиерей Георгий Поляков, иерей Александр Бондаренко (в настоящее время помощник командующего ЧФ по работе с верующими военнослужащими), на Тихоокеанском флоте протоиерей Виктор Жильцов, протоиерей Александр Пономарев, на Северном флоте протоиерей Сергий Шерфетдинов, протоиерей Андрей Амелин, на Балтийском флоте игумен Софроний (Колосов). Эти священники изначально формировали отношения с флотским руководством, непосредственно работали на кораблях и в береговых флотских подразделениях, проповедуя слово Божие, закладывая основу взаимоотношений.
26 августа 2004 года мне дали команду быть на крейсере "Москва". После краткого молебна и митинга, посвященного походу отряда боевых кораблей, мы вышли в море под адмиральским флагом командующего Черноморским флотом Владимира Васильевича Масорина (позже он стал главнокомандующим ВМФ). Так началась морская часть моей жизни. К слову сказать, с теперешним, вновь назначенным главкомом, вице-адмиралом Виктором Викторовичем Чирковым, нас познакомило море в ту пору, когда он командовал флотилией на Тихоокеанском флоте. Было это в 2006 году. Погода приготовила тогда нам свои подарки, техника добавила "радостей", в конечном итоге молитва была продуктивной и искренней, что называется "от сердца".
Ранее вы имели опыт служения в ВМФ России?
Я был офицером ВВС, вышел в отставку на пенсию в 1993 году.
В 2004 году был ваш первый опыт выхода в море?
Это первый официальный поход и весьма знаменательный. Он стал для меня подарком к моему 50-летию, потому что удалось побывать "в гостях" у Святителя Николая Чудотворца в Италии, у святого великомученика Димитрия Солунского в Греции, увидеть на острове Мальта гвоздь, которым был пригвожден ко Кресту Спаситель.
Каковы особенности служения священника на корабле?
Задача у священника всегда одна – проповедь слова Божия. И эта проповедь должна быть явлена даже в любых обыденных обстоятельствах: в ношении священнической одежды, в соблюдении распорядка дня, в приеме пищи, в манере общения с моряками. Очень важно быть ближе к людям, нуждающимся в духовной поддержке. Это может быть молодой моряк, впервые попавший в шторм, или офицер, получивший нерадостное известие из дома, заболевший член экипажа в лазарете, военнослужащий, попавший в новую команду с другого корабля, и т.д. В любом армейском и флотском коллективе обязательно возникает проблема притирки людей друг ко другу. Чтобы эта адаптация происходила быстрее и безболезненней, человек должен понять и оценить причины возникающих трудностей. Кто ему может в этом помочь? Психолог – человек командования, которому, скорее всего, член экипажа просто не откроется. Священник же – человек независимый, поэтому с ним можно более доверительно поговорить о своих проблемах. И в силу своего большого духовного опыта священник может понять и объяснить, что на самом деле происходит в душе у воина.
То есть присутствие священника на корабле – жизненно необходимо, в буквальном смысле этого слова?
Об этом лучше спросить у самих моряков, но думаю, что это именно так.
Как у вас складывались отношения с экипажем?
Милостью Божией, помнится только хорошее. С каждым походом обретались новые друзья, с которыми и сейчас поддерживаю связь, всегда поминаю их и членов их семей за богослужением. Впечатления положительные, к тому же воинский коллектив для меня привычная среда ведь в ней прошла большая часть моей сознательной жизни.
Как осуществляется духовное окормление военнослужащих на корабле?
Самый простой и обыденный способ индивидуальная беседа с глазу на глаз. Местом проведения такой беседы может быть каюта священника, рубка, любое место на корабле, если это не мешает делу и выполнению служебных обязанностей военнослужащего. Это также и проповедь священника перед выходом в море и по возвращении в порт, в местах боевой славы флота, после молебна или панихиды, при посещении православных святынь и церквей за рубежом.
А каким требованиям должен отвечать корабельный священник, и какие личные проблемы у него могут возникать в связи с особенностями флотской службы?
Понятно, что священник, у которого есть семья и который на длительное время отправляется в поход, должен обеспечить содержание семьи и воспитание своих детей. Это и материальная, и психологическая проблема. Кроме того, существует еще и дефицит той категории священников, которые имеют опыт служения в армии и на флоте. А я бы делал выбор в пользу именно таких людей, потому что для них положение дел в армии навсегда становится личной заботой и болью.
Должен ли корабельный священник проходить определенную подготовку?
Если человек служил в армии или на флоте, особых дополнительных знаний ему не потребуется. В армии главное – субординация. У флотского человека это в крови, именно поэтому священники, прошедшие в прошлом такую "школу", лучше подходят для службы на флоте.
А как на кораблях обустраиваются храмы?
Обустроить храм на корабле это дело будущего, потому что наличие храма должно быть предусмотрено конструкцией корабля. Переоборудовать какое-то помещение практически невозможно. На авианосце "Адмирал Кузнецов" есть храм только потому, что нашлось место для его размещения.
Вообще служение литургии на корабле требует создания соответствующих условий и подготовки людей. Этим должны будут заниматься штатные корабельные священники. В частности, создавать хор, обучать чтецов, пономарей и даже организовывать выпечку просфор.
Во время похода отряда боевых кораблей, о котором я говорил в начале беседы, мы трижды совершали литургию на крейсере "Москва", используя помещение кают-компании мичманов, но, кроме всего прочего, у нас были помощники из духовной семинарии, которые все богослужебные книги "загрузили" в ноутбук. Они прекрасно знали устав богослужения, в совершенстве освоили компьютер, к тому же прекрасно пели. Служить было одно удовольствие.
Какой вам видится армия в ближайшем будущем?
Строительство новой армии – это строительство нового человека, иначе ничего у нас путного не получится нигде ни в армии, ни на флоте, ни в космосе, ни на земле. Если человек бездуховен, его путь направлен в никуда. Мы можем сформировать новое, здоровое общество, построить сильное государство, если только вернемся к тем истокам, которые сделали возможным создание великой державы России, то есть надо признать главенство во всей нашей жизни и делах Творца и осознать собственные немощи перед Ним. Хорошо если бы это понимали все: и матросы, выходящие на корабле в море, и люди, решающие стратегические задачи государственного уровня.
Источник: Красная звезда