ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Героическое свидетельство первых христиан

"Для римского чиновника было важно не то, верит ли человек во Христа, Митру или Юпитера, а то, что в определенные дни года он приносит жертву за здоровье императора"

Андрей Зайцев :: 08 июня 2012

Незадолго до празднования Дня всех святых стоит вспомнить о первых христианских героях, отдававших жизнь за Христа. Речь идет о мучениках, которые своей жизнью засвидетельствовали правоту христианства.

Почитание мучеников началось довольно рано – уже в Деяниях Апостолов описывается смерть первомученика архидиакона Стефана. С момента основания Церкви до Миланского эдикта 313 года христиане периодически подвергались более или менее жестоким гонениям, которые приводили как к появлению новых героев, на чьей крови воздвигалась Церковь, так и предателей, отступников, к которым по канонам применялись самые разные санкции. Интересно и отношение к мученикам в древней Церкви. Блаженный Августин в сочинении о "Граде Божием" проводит прямую параллель между христианскими святыми и античными героями, противопоставляя одних другим: "Не таков путь, указываемый истинной и истинно святою религией; не так побеждают Юнону, т. е. завистливые к добродетелям благочестивых воздушные власти, наши мученики. Наши герои, если бы можно было назвать их этим именем, преодолевают Геру (Юнону) не "дарами, являя покорность", а божественными добродетелями". В этом отрывке важно само употребление слова "герой". Блаженный Августин показывает, что для христиан подвиг мучеников значил не меньше, чем для грека – подвиг Геракла, а для римлянина – Ромула и Рема. Такое отношение к святым было свойственно не только для Августина, но и для многих раннехристианских авторов, так или иначе говоривших о том, что кровь мучеников есть семя Церкви.

Героизм мученика состоял не только в том, что он мужественно претерпевал жестокие пытки, но и в том, что христиане бросали вызов могущественной Римской империи. Гонения на христиан имели под собой не религиозную, а политическую подоплеку. Для римского чиновника было важно не то, верит ли человек во Христа, Митру или Юпитера, а то, что в определенные дни года он приносит жертву за здоровье императора. Во все остальное время человек волен верить в то, во что ему хочется, но он должен доказать свою лояльность империи. Это подтверждают и сохранившиеся подлинные мученические акты.

Допрос христианина, как и любого другого обвиняемого, строился по стандартной схеме. Чиновник должен был узнать имя, возраст, социальный статус обвиняемого, а затем перейти к формальному доказательству вины или невиновности подозреваемого. Впервые юридические основания для преследования христиан были сформулированы около 112 года в переписке Плиния Младшего с императором Траяном. Траян в ответ на вопросы о том, за что нужно преследовать последователей новой религии, требует не рассматривать анонимные доносы, наказывать за саму принадлежность к христианству и миловать тех, кто доказал свою невиновность, принеся жертву богам или похулив Христа. Ответ императора давал большой простор для судей, которые могли вести допрос подозреваемого более или менее жестко.

Читая мученические акты, можно увидеть, как римский чиновник подвергает мученика пыткам за фразу: "Я – христианин". В причинении страданий не было садизма – это был формальный способ наказания за нарушение протокола. Некоторые судьи могли вести дело так, что оправдывали христиан, подсказывая им правильные ответы. Если человек не назвал себя христианином, то ему могли предложить осудить безбожников и на этом основании вынести оправдательный приговор. Дело в том, что для римского законодательства христиане были безбожниками, то есть людьми, которые подозревались в различных тайных сборищах, непотребных поступках. В свою очередь христиане под безбожниками могли подразумевать толпу, которая призывала их казнить.

Сложнее обстояло дело, если христианам предлагалось публично отречься от Христа. Выполнить это требование могли лишь явные отступники, а потому ядро мученического жития составлял протокол допроса, где серия пыток чередовалась с повторным предложением отречься от Христа. Целью пытки являлось не убийство христианина, а желание выбить из него правильный ответ и закончить процесс. Поэтому жестокость страданий увеличивалась постепенно, и после каждого круга мучений следовало предложение отречься.

Говоря о мучениках, нельзя не упомянуть и о тех людях, которые тем или иным способом избежали гонений. Вообще преследование христиан чаще всего касались руководителей общин и тех, на кого были сделаны доносы. Римский судья мог жестоко допрашивать подозреваемого и при этом терпеть в доме рабов-христиан, поскольку на них не было обвинения, и они не являлись участниками судебного разбирательства. Если не рассматривать случаи публичного отречения от Христа, которое было сделано добровольно или под пытками, то у христиан оставалось в запасе еще пара не слишком законных способов. Можно было подкупить чиновника, который за деньги внесет ваше имя в список тех, кто принес жертву богам. Многие римские чиновники сами практиковали подобный способ заработка, а потому наряду с героями и отступниками среди христиан было довольно много людей, которые избежали преследований за веру с помощью бегства или подкупа. Церковь по-разному смотрела на этих людей. Высоко ценя подвиг мученичества и, безусловно, осуждая отрекшихся, Церковь не призывала учеников Христовых самим идти на смерть за Христа и объявлять себя христианином, но в то же время говорила о том, что человек, вставший на стезю мученичества, не должен отрекаться от Христа.

По прошествии веков и тысячелетий мы уже можем смело говорить о том, что раннехристианские мученики не просто стали героями, но и составили основу для празднования дня памяти всех святых. Мало найдется христиан, у которых не было бы тезок среди мучеников, мало найдется дней в календаре, когда Церковь не вспоминает о свидетелях веры Христовой. Предстоящий праздник – прекрасный повод вспомнить обо всех известных и неизвестных страдальцах, благодаря подвигу которых Церковь продолжает жить. У мученика не может быть учеников, этот подвиг не может быть массовым, но его значение для Церкви невозможно переоценить.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама