ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Верхняя ступенька

Виталий Каплан :: 08 июня 2012

"Я хочу, чтобы после смерти они попали в ад", сказал один мой друг о людях, которые годами преследуют его семью. Я знаю эту историю в подробностях – уж поверьте, подробности более чем скверные. Ни к чему их тут рассказывать, просто примем за факт: слова моего друга не на пустом месте выросли. По-человечески очень хорошо его понимаю.

Но я – православный христианин, и он – тоже. И как мне по-христиански реагировать на такую фразу? Да, я сказал очевидное: что Господь призывал нас любить врагов своих, что надо прощать ненавидящих и обижающих нас, молиться за них, что ненависть разрушает душу, что никому нельзя желать адских мучений, что пока человек жив, у него остается шанс покаяться...

Но чем дольше я говорил, тем сильнее мне казалось, что лукавлю. И не в том дело, что мои слова отскакивали от мозгов собеседника, словно сухие горошины – человек ведь не в любом состоянии способен воспринимать даже самые правильные аргументы. Дело в чем-то другом.

А в чем? Сомневаюсь ли я в том, что сказал? Отвергаю ли необходимость прощать? Нет, не сомневаюсь и не отвергаю. Но вместе с тем чувствую какую-то недостаточность этих слов.

Дело вот в чем: призыв любить врагов, прощать их и молиться за них – это евангельская максима. Это мера совершенства, к которому мы, христиане, призваны – но немногие из нас достигают этой меры. Тут как в спорте: да, чемпион способен прыгнуть в высоту на два с лишним метра, но обычный-то человек этого не может. И если говорить ему: ты должен прыгнуть на два метра, ты обязан это сделать, вот посмотри на чемпионов, раз они могут, значит, и ты – человек воспримет сказанное в лучшем случае как наивность, в худшем же – как сознательную демагогию. Если в человеке постоянно поддерживать чувство вины за то, что он не дотягивает до меры великих святых – он, с большой вероятностью, вообще опустит руки. Не только на два метра не прыгнет, но и на доступные ему 30 сантиметров.

Да, конечно, евангельская максима необходима, потому что высшая наша цель – обожение, а не просто некоторое улучшение своего морального уровня. Не будь у нас идеала, заданного Евангелием, христианство быстро выродилась бы в соблюдение внешних приличий и нисколько не приближало бы нас к Богу. Но мало иметь идеал – нужно еще и знать, как к этому идеалу восходить. Духовная жизнь подобна лестнице, и евангельская максима – верхняя ее ступенька. Верхняя, а мы в большинстве своем стоим на нижней.

Но почему-то многие из нас (в том числе и некоторые пастыри) уверены, что всю эту лестницу можно преодолеть одним прыжком, а у кого это не получается – тот, значит, просто проявляет злую волю. Здесь работает логика "всё или ничего". Напоминаем людям слова Христа "бремя Мое легко" (Мф.11:30), а по сути налагаем на них "бремена тяжелые неудобоносимые" (Мф. 23:4). И когда те уходят из Церкви, самодовольно цитируем им вслед: "Они вышли от нас, но не были наши..." (1 Ин. 2:19).

Но правильно организованная духовная жизнь – это когда не перепрыгивают через ступеньки, а последовательно восходят по ним – причем каждый в своем, присущем ему темпе. И все ступеньки как следует освещены, а не только верхняя.

Такое, к сожалению, бывает не всегда. Такое требует опытного духовного руководства, а с этим и в монастырях туго, а уж в обычной приходской жизни... Да, есть замечательные духоносные батюшки, но сколько их и сколько воцерковленных христиан? Соотношение в лучшем случае будет 1:10000.

Но что делать обычному православному человеку, у которого объективно нет возможности окормляться у святого старца? Который просто регулярно исповедуется у приходского священника, причащается, молится, старается соблюдать заповеди? Как ему быть, если он видит, что не дотягивает до евангельской максимы? Не может возлюбить врагов своих, не может раздать всё и последовать за Христом, не может вырвать себе соблазняющее око и отсечь соблазняющую руку, не может отдать последнюю рубашку...

Я сам такой. И странно было бы мне изображать, что стою на некой духовной высоты и оттуда, сверху, даю советы. Поэтому то, что скажу – это не советы, а просто то, к чему я пришел. Возможно, ошибаюсь. Не следуйте моим словам механически. Подумайте, взвесьте, посоветуйтесь с более опытными.

Так вот, самое главное – нельзя лгать ни себе, ни Богу. Нельзя изображать то, до чего не дорос. Если ты не дорос до того, чтобы простить врагов – не говори, что прощаешь. И более того, рассказывая это на исповеди, не говори, что каешься в этом непрощении. Ведь не каешься! Если каешься – значит, вся душа саднит и трясется, значит, невыносимо, значит, хочешь прямо вот сейчас от этой муки избавиться. А у нас чаще всего: просто осознание того факта, что не прощать – это неправильно, это не соответствует Евангелию. Но мы с таким несоответствием пока как-то уживаемся, оно нас не плющит. И, строго говоря, когда мы на исповеди об этом говорим, это не исповедь, а просто беседа со священником. Вещь, конечно, небесполезная, но не покаяние это.

Поэтому скажу так: не можешь простить – не прощай. Не можешь возлюбить – не ври, будто возлюбил. Не можешь молиться за них? Погоди пока, не молись.

А что можешь? Ведь что-то же и в нынешнем состоянии можешь? Да! Можешь не теребить болячку. Не растравлять себя мечтами о мести, о жуткой загробной участи своих обидчиков. Это же своего рода сладострастие: снова и снова вспоминать, как тебя обидели, как тебе больно и плохо. Попробуй просто выкинуть их из головы. Не забыть об их существовании – это невозможно! – но переключиться на что-то другое, более жизненное сейчас. Если приходится о них говорить – говори отстранено, словно о героях книжки.

И вот только потом, когда по их поводу уже не останется эмоций, тогда можно попробовать молиться. Но только если, молясь, ты не ощущаешь лжи. Скажи Богу честно: "Господи, я пока не могу их простить сердцем, но умом понимаю, что они тоже люди, Ты их тоже любишь, несмотря на всю их гниль, поэтому помоги им измениться, избавиться от этой гнили. И мне помоги перестать их ненавидеть, умягчи мое сердце по отношению к ним".

Может, в итоге достигнешь и верхней ступеньки, где любят врагов – вернее, уже бывших врагов, потому что у святого врагов не бывает. Но пока – шагни с первой ступеньки на вторую, со второй – на третью.

Лучше медленно подниматься, чем стоять внизу и стыдить себя за то, что не допрыгнул доверху (или мечтать, что вот скоро дозреешь и допрыгнешь). В Православии не надо прыгать и не надо мечтать о прыжке. Надо просто идти.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама