ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Олеся Николаева: Слово – это ответственность

"Литература превращается в область самообразующихся словесных систем"

Наталья Волкова :: 15 июня 2012

Олеся Николаева – поэт, прозаик, эссеист, лауреат целого ряда престижных литературных премий – в мае получила Патриаршую литературную премию имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия; эта премия была учреждена решением Священного Синода в 2009 году с целью поощрения писателей, внесших значительный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей.

Книги Олеси Николаевой неизменно привлекают внимание верующего, воцерковленного читателя и помогают увидеть духовные истоки творческого процесса. Она отвечает на вопросы нашего корреспондента.

– В начале было Слово (Ин. 1, 1) – это мы все знаем. И даже те люди, которые это просто повторяют, особенно не вдумываясь, понимают, что то, что произошло от Бога, связано именно с этим Словом. Мир произошел в результате Творчества, и жизнь каждого человека в своем роде тоже акт творческий. Как можно сопоставить это с созданием литературного произведения?

– Я бы не рискнула делать такое сопоставление. Но вот что тут можно сказать. Творец сотворил мир Словом из ничего, а художник, хоть и он в какой-то мере является творцом, создает свою художественную реальность из уже сотворенного. Этому могут предшествовать самые разные впечатления, идеи, потрясения. Блок писал, что поэма "Двенадцать" родилась у него после того, как к нему привязалось "Уж я ножичком полосну, полосну". Так что поэт может нечто услышать и – развернуть, запечатлеть... Я долгое время жила на даче рядом с Андреем Вознесенским и часто видела, как он по ночам под развернутым небом ходит вдоль знаменитого Пастернаковского поля, прислушиваясь к тому, что слышал лишь он один. Так он писал стихи, проговаривая их, а потом записывая. А Пушкин писал не так – и об этом свидетельствуют его черновики: он водил пером по бумаге, вычеркивая лишнее. Прозаики тоже пишут по-разному: Достоевский, стремительно надиктовывая и стенографируя ускользающую мысль. Толстой – напротив, медленно, ежедневно, переписывая и исправляя. Очень приблизительно и схематично я бы сказала так: стихам предшествует какая-то то ли музыка, то ли шум – звук. Прозе – некая картина, прозрение. Хотя в каких-то случаях может быть и иначе.

– Любая хорошая литература – это слова, это акт творения маленького мира. Когда человек творит, он придумывает что-то свое, вытаскивая из свой головы слова, черпая вдохновение в способности складывать эти слова в связные предложения. С одной стороны, человек пользуется этой способностью, которую подарил ему Бог, а с другой – собственным жизненным опытом. В данном контексте что первичнее – жизнь или слово? Литература становится жизнью или жизнь – литературой?

– На этот счет существует очень много спекуляций. Ну, во-первых, то Слово, Которое в начале было у Бога и Которое Само было Бог, это не наше слово, будь оно хоть каким художественным. Во-вторых, что касается нашего слова, в Книге Бытия сказано, что Господь привел к Адаму всякую тварь земную и дал ему власть имянаречения: как он назовет, так каждая и будет называться. Адам же давал имя, прозревая сущность всякой вещи (см.: Быт. 2, 19–20), и в этом смысле слово связано с тем, что оно обозначает. И словесное искусство наших предков очень тонко чувствовало эту связь. Слово имело ритуальный характер. Помните, у Николая Гумилева:

В оный день, когда над миром новым

Бог склонял лицо Свое, тогда

Солнце останавливали словом,

Словом разрушали города...

В Новое время эта связь становится все более условной, а с наступлением эпохи постмодернизма и вовсе теряется: слово утрачивает свой смысл, оно порывает со своим значением и назначением, оно становится блудным и праздным. Литература превращается в область самообразующихся словесных систем, порывает с ноуменальным и теряет не только символическую, но и коммуникативную функцию. Впрочем, предтечи этого появились еще сто лет назад. Крученых со своим "Дыр, булл, щыл, убещур скум вы со бур л эз", "Черный квадрат" Малевича и Унитаз Дюшана, ныне красующийся в Лувре, – это уже был обрыв, после которого неминуемо должно было произойти падение.

– Может ли классическая литература научить чему-то современного человека, стать основой для его жизни? И чему?

– Сначала нужно самим научиться читать классику, а потом уже классика научит нас думать, анализировать, сопоставлять, считывать ее символическое содержание. Классика, особенно русская, научит нас видеть в человеке прежде всего человека, поставит перед нами вопрос о нас самих: "Кто воистину есмь аз?". Ибо, как писал Достоевский, существовало множество людей, которые прожили жизнь, "а так себя в себе и не нашли". Классика одарит нас ценностями, ибо она творит ценности. Классика преподаст нам науку о человеке, ибо предметом литературы является человек. Классика поможет нам оставаться в мире свободными, ибо она даст возможности символического определения и различения моделей поведения и сил миропорядка, то есть различения веяний, влияний и сил и вооружит человека нравственным и эстетическим компасом, с помощью которого он хоть как-то сможет ориентироваться в мире, куда он пришел уязвимым, беззащитным и не чающим беды и подвоха.

– Все уже было написано кем-то когда-то. Все сюжеты и по Борхесу и по Барту кончились. Где и в чем современной литературе черпать вдохновения? В жизни? Но ведь нет ничего нового под солнцем...

– Архетипических сюжетов в мировой литературе, действительно, раз-два и обчелся: Золушка; благородный разбойник; красавица и чудовище; Прометей, соперничающий с богами и похищающий огонь; Ромео и Джульетта; любовный треугольник; месть и т.д., еще десяток, не больше. Но все-таки, я уже говорила, предметом литературы остается человек, с его характером, с его подземными тектоническими сдвигами, шумами и судьбой, написанной в Книге Жизни. И поэтому – разве "Аленький цветочек" так уж похож на "Собор Парижской Богоматери" Гюго? ("Красавица и чудовище".) Разве пушкинская "Пиковая дама" напоминает "Фауста" Гете"? ("Прометей".) А пушкинский же "Дубровский" – "Капитанскую дочку" или "Преступление и наказание" ("Благородный разбойник", но, заметим, Раскольников к тому же еще и "Прометей")? Разве, читая "Граф Монте-Кристо", мы тут же сетуем, что он напоминает нам пушкинский "Выстрел" (месть)?

Беда не в том, что жизнь перестает осмысляться по-новому – человек же всегда нов! – беда в том, что перестают "работать" литературные инструменты, то есть слово, слова... То, с чего мы начали разговор.

А что касается того, что "нет ничего нового под солнцем", то после Экклезиаста в мир пришел Христос, Который говорит: се, творю все новое! (Откр. 21, 5.)

– То, что пишет хороший писатель, так или иначе влияет на жизнь человека. Когда Вы пишете, Вы думаете об этом, как-то отдаете себе в этом отчет? Ответственность перед читателем – что это такое? Как она связана со свободой творчества?

– Свобода и невозможна без ответственности. Но для христианского читателя – это прежде всего ответственность перед Богом. Потому что я встречала таких читателей, которых соблазняла Библия. Да и из истории мы знаем: Цельс, например, говорил, что его очень соблазнил тот факт, что Христос не прозрел в Иуде предателя, а также то, что от Христа, когда Ему пришлось пить чашу страданий, разбежались ученики...

Да, даже христианская литература пишет о соблазнах, ибо ими полнится мир и, как сказал Христос, невозможно не придти соблазнам (Лк. 17, 1), но в ней есть и путь преодоления их, избавления от наваждений, в ней есть катарсис. Я знала одного неофита, который клеймил роман "Анна Каренина" за то, что этот роман якобы о том, как "жена изменяет мужу". Но эпиграф и концовка этого романа все ставят по своим местам: Мне отмщенье, Аз воздам (ср.: Рим. 2, 1–8). Как писали святые отцы, "грешная душа сама несет в себе наказание". И роман, по сути – именно об этом.

– Что Вы думаете о современных литературных премиях? Какова их связь с жизнью – не страшно ли далеки от народа? Какое влияние они оказывают на писателей?

– Писатели не только живут сейчас очень бедно, они находятся в полнейшем социальном уничижении. Вся система книгоиздательства и книгопродажи построена таким образом, что создатель произведения, вокруг которого они организовывают свою индустрию, – последний в ней человек. Литературные премии созданы для того, чтобы хоть немного поднять престиж писательской деятельности, обратить на того или другого писателя читательское внимание. Эти премии, как правило, присуждает экспертное сообщество, которое тем самым хочет заявить о профессиональных критериях. Это – последняя попытка сдержать натиск как массовой культуры, так и того потока графомании, который выливается на головы и умы наших читателей. А многие наши граждане – увы! – скоро станут как Ниневитяне, которые не умели отличить правой руки от левой (см.: Иона 4, 11). В традиционно литературоцентричной России это будет очень печально.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама