"Воздух похож на Бога. Он всегда рядом, и его не видно. Только когда его не хватает, узнаешь, как он нужен. Солнце похоже на Бога. Оно может и греть, и сжигать. На его огненный диск нельзя смотреть без боли. Всё живое тянется к нему. Всё живое пьет его силу. Море похоже на Бога. Когда оно прозрачно и ласково, это похоже на нежность Большого к маленькому. Когда оно бушует и пенится с ним нельзя спорить. На Бога похож мужчина. Когда он кормит семью и готов за нее драться. И еще когда он скуп на слова и улыбается редко. На Бога похожа женщина. Когда она кормит грудью и ночью встает на плач. Когда она растворяется в детях и отвыкает думать о себе.
Так много в мире похожего на Бога. Откуда взялись атеисты?"
Сегодня на нашей книжной полке книги настоятеля киевскогоПротоиерей Андрей Ткачев храма во имя преподобного Агапита Печерского протоиерея Андрея Ткачева.
Книги отца Андрея часто издаются и давно обрели широкую известность. Пользователи православного Рунета почти каждый день видят его новые статьи на самых посещаемых сайтах; кроме того он постоянный сотрудник популярного на Украине и за ее пределами журнала "ОТРОК.ua".
Жанр таких книг отца Андрея, как "Письмо к Богу" или "Лоскутное ", определить трудно. Это сборники, включающие в себя беллетристические произведения, статьи, небольшие заметки, эссе. В "Лоскутное одеяло", кроме того, вошли стихотворения, как рифмованные, так и в прозе. Именно стихотворением в прозе является, на мой взгляд, текст "Воздух похож на Бога". Но в каком бы жанре ни работал автор, главное для него это дело православной миссии.
О необходимости миссионерства отец Андрей высказывался неоднократно. Одна из недавних его книг так и названа "Миссионерские записки". В ней есть статья "Тяжелый труд", смысл которой в том, что если музыканту или спортсмену для достижения значимых результатов необходимы ежедневные многочасовые упражнения, то и проповеднику, коль скоро он действительно хочет быть услышанным, недостаточно одного только образования в семинарии. Необходимы и постоянное расширение эрудиции, и непрестанный духовный труд. Проповедовать непросто уже потому, что сам миссионер ощущает свое несовершенство и недостоинство; об этом прямо говорится в статье "Главный враг проповедника". И все же осознание личных несовершенств не должно останавливать того, кто взял на себя труд православного миссионерства: "Ветхозаветный закон запрещал священнику раздирать ризы даже в случае смерти собственного ребенка. Этот же закон повелевал приносить ежедневные жертвы независимо от бед и сложностей, переносимых иереем. Нам тоже нелишне отвязать священные обязанности от сентиментальных переживаний. В этом и заключается, может быть, единственное отличие священника от мирянина. Священнику нельзя уставать, опускать руки, останавливаться. Никто не знает, что внутри у него творится. Никому и не надо это знать, потому что никто из жалости не снимет с него груз однажды взятых обязанностей. Спасение, которое Господь соделал посреди земли, требует непрестанного напоминания и благовествования. У священника нет ни одной отговорки, если он не проповедует".
Но теплохладная проповедническая деятельность профанация; об этом статья "Зажечь другого": "Мы, поддаваясь мирскому духу, разрешаем себе думать, что христианство выветрилось и потеряло силу. И, уверовав в эту ложную мысль, перестаем сами гореть и зажигать других. А ведь стоят на наших службах непременно стоят Алеши Карамазовы, жадно ловят каждое слово и смотрят не по сторонам, а внутрь, туда, где колеблется и горит огонек веры. В нашем деле ведь всего-то и надо порою, что, зажигая чужие светильники, зажечь и тот один, который ярче всех разгорится".
Живое слово проповедника может получить отклик и принести плод там, где, казалось бы, менее всего можно было этого ожидать. Об этом повествуется в новелле о таксисте Павле Петровиче Дронове, который в день своего пятидесятилетия, пришедшийся на праздник апостолов Петра и Павла, от нечего делать зашел в храм. На этом его прежняя спокойная жизнь закончилась началась другая, с неведомыми прежде мучениями и радостями. Петровича зацепили слова проповеди: священник сказал, что Христос в каждом из наших ближних, и назвал блаженными "всех медсестер, милиционеров, пожарных, поваров словом, всех тех, кто постоянно лечит, кормит и спасает людей" и тем самым служит Христу. Сначала задетый тем, что его профессия не попала в список сулящих блаженство, Петрович затем догадывается, как это восполнить: отныне он должен возить каждого пассажира так, как будто пассажир этот Сам Христос. Но возить Христа оказалось непросто: Петрович понял, что "теперь нельзя возить иностранцев кругами по всему городу, чтоб содрать с них в пять раз больше денег. Нельзя задерживаться на вызове, проезжать мимо бедно одетых людей, заламывать непомерные цены". Нелегко было таксисту с тридцатилетним стажем отказаться от старых привычек; тем более что и пассажиры попадались всякие. Тем не менее Петрович настроился решительно и лишь сожалел о том, что многие люди пока еще не поняли, для Кого они в итоге работают: "Спать уже было поздно, и он решил принять душ. Но горячей воды не было. Смысл жизни, недавно узнанный Дроновым, работникам котельни все еще был неизвестен. Им было пока невдомек, что горячая вода в трубах и батареях нужна для того, чтобы Христу было тепло и комфортно. Поэтому аварии случались регулярно, и при многочасовых перекурах ремонт не производился неделями".
Произведение называется "Страна чудес", но никаких видимых чудес в нем не происходит. Кроме одного чуда нравственного преображения немолодого угрюмого таксиста, со всем максимализмом русской души вдруг осознавшего, что не любимые им прежде пассажиры это "те, отношение к кому оправдает или осудит его на Страшном Суде. "Все, что сделали им, Мне сделали". Оговорок в законе не было".
Чудесам в книгах отца Андрея уделено немало места. Но это не те знамения, которых жаждет род лукавый и прелюбодейный (см.: Мф. 12, 39). Отец Андрей стремится увидеть и показать читателям неброские чудеса, таящиеся в повседневной нашей жизни. "Превращение посеянного зерна в колос это ежегодное чудо умножения хлебов. Оно совершается регулярно и именно по этой причине не воспринимается как чудо. Но это дело Великого Чудотворца. Жизнь зерна, его прорастание, превращение одного зернышка в колос с десятками подобных зерен это ли не чудо?! Стоит ли удивляться насыщению многих тысяч людей малым числом хлебов? Тот, Кто ежегодно каждое зернышко умножает многократно, может без труда в Своих руках умножить уже готовый хлеб" (из книги "Лоскутное одеяло").
Другая сквозная тема книг отца Андрея Ткачева смерть. Что греха таить, даже мы, православные, далеко не всегда храним "память смертную"; что же говорить о людях, от Церкви далеких, для которых смерть просто табуированная тема, затрагивать которую по меньшей мере неприлично. Тем больше необходимость напомнить людям о том, что встреча со смертью предстоит всем, причем в неведомый человеку день и час. Но, как сказано в Священном Писании, Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38). И христианам надо помнить, а нехристианам узнать, пока не поздно, еще об одной встрече, которая тоже неизбежно произойдет. Смертный страх "это страх суда, это боязнь уйти на суд неготовым. Это предчувствие того ужаса, который охватит грешника, когда надо будет поднять лицо и глаза в глаза посмотреть на Иисуса Христа. Для человека, который не любил Христа и всю жизнь умудрился прожить без Него, других мук не надо. Надеюсь, для любящего все будет иначе".
Книги отца Андрея Ткачева обращены и к верующим, и к неверующим тем, кто ищет смысл жизни и не прячется от сложных вопросов.
Источник: Православие и современность