В университете Люцерна прошла международная конференция на тему "Религия и социальная интеграция в Европе". Анатолий Дмитриевич Степанов, главный редактор сайта "Русская народная линия", размышляет о поднятых проблемах церковно-государственных отношений.
На самом деле в Европе есть разные тенденции в отношении к взаимодействию Церкви и государства, и Швейцария это скорее отрадный пример. Но исторически "законодателем мод" в вопросе церковно-государственных отношений всегда была Франция, где впервые был реализован принцип отделения церкви от государства. А многие потом стремились и стремятся сейчас брать пример с этой предельно секулярной страны. У нас в стране возникла дурная традиция, которую когда-то наш великий мыслитель Н.В.Данилевский в своей книге "Россия и Европа" довольно резко назвал "обезьяничаньем перед Западом". Вот эту традицию сегодня продолжает либеральная интеллигенция, предлагая перенимать далеко не всегда лучшие результаты европейского опыта. В том числе в экономике, когда под лозунгом рыночных реформ в 90-е внедрялись совершенно чуждые для нашей страны идеи. Причем, идеи, которые и на Западе многими воспринимались скептически.
Очевидно, что русская модель церковно-государственных отношений отличается от западной. И нам не хочется, чтобы опять слепо копировались западные образцы. В Западной Европе долгое время господствовала католическая церковь, и там сложилось явление, которое принято называть "папоцезаризмом". Для России же моделью церковно-государственных отношений была симфония властей, сформулированная в VI веке в Византии. Эта модель, хотя бы теоретически, у нас всегда была неким образцом, идеалом взаимодействия государства и Церкви. Конечно, нашей стране далеко не всегда удавалось удерживаться на заданной высоте. Мы знаем, что, например, во времена патриарха Никона происходило "сползание" в сторону папоцезаризма. А при Петре I, наоборот, в сторону цезарепапизма. Тем не менее, симфония как идеал всегда существовала в народном и церковном сознании. Сегодня перед нами стоит важная задача: выстроить церковно-государственные отношения, опираясь на вековые традиции нашей истории. Мне кажется, государство начинает это понимать и уже совершает некоторые шаги с эту сторону.
Кампания против Церкви и против государства, которую мы сейчас наблюдаем в либеральных СМИ, свидетельствует как раз о том, что эта тенденция всерьез пугает представителей либеральной общественности. Они хотели бы видеть у нас то же, что и во Франции: Церковь, отделенную и от государства и от общества, не пытающуюся влиять на состояние дел в стране. Эта кампания – верный признак того, что определенный уровень взаимодействия между государством и Церковью уже достигнут. Дай Бог, чтобы и власть духовная, и власть светская смогли выстоять перед этой атакой и отразить ее, отдавая себе отчет, что они делают великое дело, которое должно привести не только к оздоровлению общественной жизни, но и плодотворно повлиять на внутрицерковную жизнь.