На днях исполнилось 13 лет с момента подписания военно-технического договора в Куманово. Югославская армия и полиция покинули территорию Косово и Метохии. Вместо ожидаемой свободы для сербского народа Косово и Метохии наступили дни гонений и страданий. Одна часть сербского населения края отправилась вслед за армией, но другая осталась в надежде, что станет лучше.
Мемориал с именами погибших сербов в Великой Хоче, 2012 г. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
Мемориал с именами погибших сербов в Великой Хоче, 2012 г. Фото: иером.Игнатий (Шестаков)
Ораховац и Велика Хоча не ушли, кроме сотни сербов, работавших в армии и полиции. Приход сил НАТО и так называемой ОАК (Освободительная армия Косова прим.пер.) придал храбрости албанским террористам в их стремлении совершать преступления на каждом шагу. Всего за несколько дней Ораховац превратился в разделенный город. Отступив перед необузданной массой вооруженных террористов, встреченных албанским населением с музыкой, цветами и восторженными криками, сербы ушли в верхнюю часть города, что около церкви Успения Пресвятой Богородицы. Тех, кто не покинул нижнюю часть города, ждали аресты, издевательства и похищения. 16 и 17 июня на одной из улиц в нижней части города из собственных домов были уведены на глазах своих супруг и соседок пенсионеры Марко Витошевич (1938), Света Гркович (1933), Тика Милькович, Панта Гркович (1939) и Пека Пелевич (1935). 18 июня по дороге к своей квартире на глазах его матери Снежаны группа албанских террористов увела Бобана Дедича (1962). Будимир Булич (1950) в тот же день направлялся в свою квартиру в нижней части города за документами и исчез. 20 июня из своей квартиры похищен Марко Елич (1968). Градимир Маймаревич (1945) и Синиша Витошевич (1959) захвачены 22 июня, когда отправились кормить кур и кроликов в хозяйстве, удаленном лишь на 200 метров от сербской части Ораховца. Бесследно в эти дни пропали Никола Бегович (1950) и Михайло Велимирович – беженцы из Хорватии, супруги Трайко (1930) и Мара (1939) Попович и пенсионер Арсение Симич (1923). 1 июля бесследно исчез глухонемой Синиша Казич (1962), а 4 июля похищены Любиша Гркович (1955) и старушка Милица Йефтич (1933). На дороге Ораховац–Велика Хоча 12 октября исчез Младжан Маврич (1964).
29 октября были похищены Станиша Миленкович (1953), Будимир Бальешевич (1944), Горан Столич (1974), Негован Дедич (1967) и Звездан Мойсич (1973). Радивое Лукич (1969) пленен 27 декабря по дороге домой. Милорад Рашич (1957) захвачен 19 февраля 2000 года на своей улице, а Трифун Великич (1926) в этом же году 28 июля в своем винограднике.
Всего за год (с момента прихода КФОР до июля 2000 года) в Ораховце и Великой Хоче похищено и захвачено 27 сербов, из которых позднее идентифицировано и похорено было только шестеро. Остальные до сих пор числятся в розыске, несмотря на многочисленных очевидцев похищения и доказательства о похитителях.
По прибытии Международных сил в Косово и Метохию в 1999 году албанскими террористами в Ораховце убиты Драголюб Симич (1934) и Зоран Вукичевич (1961), а в Великой Хоче – Младжан Маниташевич (1963) и Небойша Павлович (1970). Ранены Станой Филийович, Предраг Дедич, Новица Радич, Милош Мицич, Йовица Васильевич, Любиша Джорджевич, Драган Симич, Сречко Уламович, Йован Куюндзич.
Вид на сербский район Ораховца.
Вид на сербский район Ораховца.
Сожжены все сербские дома в нижней части города и еще около 50 по границе сербской части Ораховца; сербские квартиры и имения отняты и заняты. Сербское православное кладбище осквернено, 99% надгробий и памятников разбито, а умирающих сербов хоронят в церковном дворе.
Из 5000 сербов – столько их было до войны в общине Ораховац – сейчас в Ораховце и Великой Хоче осталось едва 1000. Окрестные села Зочиште, Оптеруша, Ретимле, Братотин, Зрзе, Ратковац и Мала Круша очищены от сербов.
И спустя 13 лет улучшений нет. Свобода передвижения лишь видимая и то только с документами так называемой "Републики Косово". Безработица и неизвестность стали повседневностью. В школах все меньше учеников, и все больше домов в сербской части города за последние два года получили новых – иноверных – хозяев.
В то время как в документах международных организаций говорится о прогрессе и развитии демократии в Косово, сербский народ по-прежнему задается вопросом: "Доживем ли до завтрашнего дня?"
Источник: Православие.ру