ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Любовь, победившая житийные схемы

Андрей Зайцев :: 27 июня 2012

"Сколько достойных матерей, и супруг, и девиц, в их печальном существовании, по всем степеням сословий, на всем протяжении Древней Руси, обречено было на совершенную безвестность! От всех утаенная, в тесном кругу вращавшаяся, темная и тяжелая жизнь их и по смерти вознаграждалась темною безвестностью".

Слова русского филолога Федора Ивановича Буслаева, написанные во второй половине XIX века, до сих пор остаются актуальными, как только речь заходит о роли женщины в Церкви. Если мы оставим за скобками бесконечные споры о женском священстве и возрождении института диаконис, то мы увидим, что вся дискуссия о роли прекрасных дам в нашей Церкви проходит как-то удивительно однообразно. Существуют сайты, которые рассказывают о том, как девушке выйти замуж, женщине – стать матерью и хозяйкой, есть сайты, которые рассказывают об одежде и воспитании детей, существуют также организации православных женщин, но во многих случаях их деятельность ограничивается тремя К (Kirche, Kinder, Küche). Между тем, в нашей истории были женщины, которые стали праведницами, при этом оставаясь живыми людьми с сильными и слабыми сторонами. Древнерусская и византийская агиография оставила не так много психологических портретов женщин, но все же их достаточно для того, чтобы поговорить о женской праведности.

В этом термине нет никакого уничижительного оттенка, напротив, святые подвижницы дают нам, мужчинам, прекрасный пример того, как можно спастись, оставаясь при этом человеком.

Один из самых ярких женских образов был создан в конце XI века Нестором – автором жития Феодосия Печерского. Этот текст был написан не позднее чем через 14 лет после смерти святого в 1074 году. Агиограф опирался на рассказы непосредственных очевидцев жизни одного из основателей Киево-Печерского монастыря, среди которых была и мать подвижника. История этой женщины, от которой не осталась даже имени, по житийным меркам весьма необычна. Она была матерью нескольких детей и вслед за мужем переехала из города Васильева, который располагался недалеко от Киева, в Курск. В 13 лет преподобный Феодосий теряет отца, и на плечи матери ложатся все заботы о семье и воспитании детей. Из текста жития можно узнать, что родительница святого была практичной, любящей, но властной женщиной, что привело ее к конфликту с сыном-подростком. К этому моменту Феодосий уже принял решение посвятить свою жизнь Христу, что вызвало неудовольствие матери, желавший, чтобы сын не порочил имя своего рода и вел достойную жизнь. Святой же продолжал отказываться от игр со сверстниками, ходил со слугами на работы в плохой одежде. За этими житийными топосами скрывалась настоящая женская трагедия, и нервное напряжение прорвалось у родительницы в моменты острого кризиса. Она сильно била сына, поскольку была очень сильна и даже напоминала мужчину по голосу и внешнему виду. Феодосий тоже не оставался в долгу: вскоре попытался убежать с паломниками в Иерусалим. Из этой затеи ничего не вышло – через три дня мать погналась за сыном, силой привела его домой, таща за волосы и избивая лежащего, после чего связанного привела домой и на два дня заперла в комнате без еды. Затем она накормила сына и выпустила из заточения, но заковала его ноги в своеобразные кандалы, чтобы Феодосий не смог убежать из дому. Так закончился первый акт конфликта отцов и детей.

Стоит отметить, что житийная литература знала немало случаев, когда родители становились палачами детей за то, что те обратились в христианство. На этом построен целый подтип мученических житий, в которых именно родственники делают все, чтобы выбить отречение от Христа. Однако Нестор строит повествование совершенно иначе. За всеми необузданными вспышками гнева чувствуется страстная, пламенная любовь матери к сыну, которая в финале нашей истории приведет героев к счастливому концу. Однако впереди было еще несколько острых столкновений, поводом для которых вновь стала тяга Феодосия к подвижничеству.

После ослабления родительского контроля подросток вновь смог посещать церковь, расположенную в соседнем городе. В этом храме часто не было богослужения из-за недостатка просфор, и Феодосий решил выполнять обязанности просвирни. Согласно древнейшей рукописи жития, он пек просфоры чуть больше 12 лет, однако многие ученые считают эту дату опиской писца, и предполагают, что речь идет только о двухлетнем периоде, поскольку в дальнейшем Феодосий уходит пещеру к преподобному Антонию, а тот не хочет брать юношу, ссылаясь на молодость. Между тем, 13 плюс 12 дает минимум 25 лет, а по средневековым меркам – это возраст зрелого мужчины. Через два года печения просфор происходит очередное столкновение между матерью и сыном, а еще через некоторое время Феодосий уходит в Киев, обходит там все монастыри и постригается в пещере Антония.

Его родительница не собиралась мириться с потерей сына: назначив большую награду за информацию о нем, через три года мама появляется перед стенами пещеры Антония, и обещает покончить жизнь самоубийством, если ее сын откажется встретиться с ней. В этом эпизоде Нестор перерабатывает традиционный житийный топос. В византийских житиях святой отказывается встретиться с родителями, задавая им через стену вопрос: "Вы хотите меня видеть в этой жизни или в будущей?". По правилам агиографического этикета родители хотят видеть свое чадо в раю и не настаивают на свидании.

Мать Феодосия Печерского поступает иначе: она настаивает, угрожает, умоляет, и преподобный Антоний просит своего ученика выйти к родительнице. Феодосий несколько раз встречается с матерью, и беседы с ней кончаются тем, что эта удивительная женщина принимает монашество в киевском монастыре святого Николы.

Образ женщины, созданный в одном из первых древнерусских житий, не станет образцом для подражания в более поздних житиях. Лишь протопоп Аввакум в своем житии обессмертит образ своей супруги, разделившей с ним все его труды и скорби, но это будет уже совсем другая история.

Источник: Татьянин день

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама