Вечером 28 июня в московском клубе "Живой уголок" архимандрит Савва (Тутунов), заместитель управляющего делами Московской Патриархии встретился с молодежью, чтобы поговорить о приходской жизни и роли молодежи в Церкви.
Встреча состоялась в рамках дискуссионного клуба при Донском монастыре и Московском Финансово-Юридическом Университете, который функционирует уже более года в помещении одного из самых "андеграундных" мест российской столицы "Живом уголке".
Отец Савва, один из самых молодых "управленцев" Русской Церкви сразу обозначил формат мероприятия: "Я уже неоднократно рассказывал о церковных реформах в рамках официальных интервью и поэтому, сегодня, хотелось бы поговорить в неформальной атмосфере о чем-нибудь другом. Я надеюсь, что наша встреча не превратится в лекцию" .
В лекцию встреча действительно не превратилась, большую часть времени отцу Савве пришлось отвечать на вопросы из зала. "Что такое Церковная жизнь?" оказался центральным из них.
"В чем церковность, собственно, должна проявляться? Церковь – это вся наша жизнь. Это не значит, что мы должны как-то иначе одеваться, носить четки, подчеркивать, что вот мы такие православные, а все остальные нет", определил свою позицию отец Савва, в самом начале вечера, впрочем, посмотрев на собственную руку с четками поправился: "Ну, я монах, мне можно". Церковь живет в эсхатологической перспективе, убежден он, это не отменяет ее "социального измерения", необходимости дел милосердия, миссионерской работы, молодежного служения, но все они исходят из евхаристического единства, из той любви к которой члены Церкви призваны как христиане – подчеркнул он.
Отец Савва отметил, что сам имеет специфический опыт "церковной юности", которую провел в Париже, будучи прихожанином общины Русского экзархата Вселенской Патриархии: "Во Франции, в каком-то смысле Православие находится в гетто, так как приходская жизнь тут складывалась изначально, как жизнь эмигрантской общины. В то же время, православная молодежь внешне там не отличается от своих сверстников".
Он согласился, что до сих пор некоторые молодые христиане в России предпочитают оставаться запертыми в своеобразном мирке прихрамовой субкультуры. "Она не хуже и не лучше, к примеру, хипстерской, но поощрять такое поведение не имеет смысла. В любом случае это меньшая часть православной молодежи, большинство – это все-таки современные люди, а не девушки в платочках и юноши в кирзовых сапогах". Каким образом должна быть выстроена приходская молодежная работа, чтобы помочь неофитам и детям выросшим в православных семьях найти себя в мире, отец Савва ответить пока не готов: "Многое зависит от того, кто является мотором молодежной приходской работы" убежден он.
Он не согласился с тезисом, что современная церковная культура в целом пребывает в конфликте с культурой светской, одновременно отметив, что если о противостоянии говорить было бы преувеличением, то диалога со светской культурой действительно не хватает. "Это не значит, что мы должны интегрироваться в светскую культуру полностью, подчеркивает он. Мне, к примеру, не близки современные художники, но не по идеологическим соображением, а по эстетическим. Кроме того, стоит заметить, что даже великая античная культура, принятая христианами была воспринята ими не во всей своей полноте, потому что, не смотря на все достоинства, содержала элементы несопоставимые с христианской нравственностью". На многие вопросы нам придется еще только найти ответы – считает отец Савва: "Вспоминая себя в семинарские годы, я сравниваю современных семинаристов с собою, в их возрасте и понимаю, что не смотря на не такой уж и большой разрыв – они уже другие, в чем-то я их уже не понимаю, признается он. Это значит, что работа с молодежью всегда остается делом, которому приходиться с каждым поколением учиться заново, искать свои подходы и новые решения. Пока как пастырь и настоятель храма, я нахожусь только в самом начале этого пути", подчеркивает он.
В завершении вечера прихожане храма свт. Климента Римского поделились своими планами с осени открыть дискуссионный клуб о современной христианской культуре, призванный объединить людей, так или иначе вовлеченных в современные художественные практики, и являющихся чадами Православной Церкви.
Источник: Нескучный сад