Продолжается начатое в 2009 году формирование органов по работе с верующими военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации. В составе Главного управления по работе с личным составом Вооружённых Сил РФ создано управление по работе с верующими военнослужащими. Его основная задача реализация решения Президента Российской Федерации о возрождении института армейского и флотского духовенства. О специфике работы военного священника, характере взаимодействия церкви и армии и о многом другом беседа с начальником вышеназванного управления Борисом ЛУКИЧЁВЫМ.
Борис Михайлович, какова структура вашего управления, чем оно занимается и на какой уже стадии находится реализация решения Президента России о возрождении в Вооружённых Силах института военного духовенства?
Президент Российской Федерации 21 июля 2009 года принял решение о воссоздании в Вооружённых Силах России института военного духовенства. Это историческое решение было инициировано коллективным обращением членов Межрелигиозного совета России, которое подписали Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин, муфтий, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин, муфтий, председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев, главный раввин, председатель Федерации еврейских общин России Берл Лазар, Пандито хамбо лама, глава Буддийской традиционной сангхи России Дамба Аюшеев.
Это эпохальное для Вооружённых Сил событие стало закономерным следствием развития государственно-церковных отношений на основе современного законодательства. Кроме того, к принятию такого решения побуждала и реальная обстановка в Вооружённых Силах России. Опрос, проведённый летом 2011 года Научно-исследовательским (социологическим) центром Министерства обороны РФ, показал, что около 70 процентов личного состава Вооружённых Сил верующие. Все они граждане России, имеющие право на свободное исповедание своей веры и удовлетворение религиозных потребностей. Таким образом, решение главы государства создало условия для обеспечения конституционных прав военнослужащих. Важно также, что традиционные религиозные объединения России, обладая мощным духовным потенциалом, могут содействовать и уже два десятка лет содействуют духовному просвещению военнослужащих, привнесению нравственного измерения в жизнь воинских коллективов.
Возрождение института военного духовенства органическая часть процесса формирования нового облика армии и флота России. Хотя в известном смысле это возрождение в новом качестве того института, который много веков, вплоть до революции 1917 года, эффективно работал в воинских формированиях Российской империи.
На начальном этапе формирование структуры органов по работе с верующими военнослужащими вопрос во многом административный. Кроме управления по работе с верующими военнослужащими, которое я возглавляю, в военных округах в составе управлений по работе с личным составом сформированы отделения, в штат которых, помимо начальника гражданского лица, входят три священнослужителя. Начальники отделений в округах это, как правило, бывшие офицеры воспитательных структур, имеющие опыт взаимодействия с общественными и религиозными организациями. В ЗВО начальник отделения Букин Юрий Валентинович, в ЦВО Агафонов Игорь Викторович, в ЮВО Очкин Геннадий Анатольевич и в ВВО Бечин Леонид Анатольевич. Завершает структуру тактический уровень помощники командиров соединений, начальников вузов по работе с верующими военнослужащими.
Следует отметить, что в первую очередь комплектуются должности в российских военных базах за рубежом. Военнослужащие там находятся в сложных условиях, вдали от Родины, поэтому помощь священнослужителей там особенно востребована. В военных базах за рубежом назначены следующие штатные военные священники: протоиерей Александр Бондаренко (Севастополь), который был первым в министерстве назначенцем, иерей Александр Терпугов (Абхазия), архимандрит Андрей Вац (Армения), иерей Роман Чебоненко (Таджикистан) и иерей Андрей Зизо (Южная Осетия).
Сколько в настоящее время в Вооружённых Силах верующих военнослужащих? Среди каких категорий (военнослужащие по призыву, рядовые и сержанты по контракту, офицеры) верующих больше? Верующих какой из традиционных религиозных конференций России в армии и на флоте больше всего?
По данным Научно-исследовательского (социологического) центра Вооружённых Сил Российской Федерации, в настоящее время уровень религиозности военнослужащих в Вооружённых Силах имеет стабильную тенденцию роста.
Так, если в 2010 году 64 процента опрошенных военнослужащих считали себя верующими, около 13 процентов неверующими и 23 процента опрошенных затруднились определиться, то в 2011 году распределение военнослужащих по указанным категориям выглядит следующим образом 69 процентов, 21 процент и 10 процентов соответственно.
При этом из числа верующих 76 процентов военнослужащих соотносят себя с православием, около 10 процентов с исламом. Остальные деноминации представлены в пределах 1 2 процентов. Такое соотношение верующих с незначительными колебаниями характерно для всех категорий военнослужащих по призыву и по контракту независимо от воинского звания.
Следует отметить, что Российская армия, являясь по своей сути "православным воинством", в настоящее время не стала местом соперничества различных религиозных объединений. Конфликтов именно на почве религиозной неприязни в воинских коллективах не отмечено.
Какова штатная численность военного духовенства, сколько сейчас военных священников в войсках по списку? Сколько, по вашему мнению, их должно быть на тысячу верующих военнослужащих?
С самого начала Президентом Российской Федерации было определено, что священнослужители будут назначаться не по количеству верующих, а в конкретные соединения, базы и вузы, в случае если военнослужащие одного вероисповедания составляют не мен ее 10 процентов от всего личного состава. При этом выбор вероисповедания священнослужителя зависит от того, какую веру исповедует большинство военнослужащих.
Всего в Вооружённых Силах введено 242 должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими, на которые назначаются только священнослужители традиционных религиозных объединений России. Интересно заметить, что в 1812 году в русской армии, воевавшей против Наполеона, также было около 240 священнослужителей.
В настоящее время назначены 22 священнослужителя. Из них 21 православный и один мусульманин в составе отделения ЮВО имам-хатыб Синдикаев Ильдар Карибуллаевич.
Кто сейчас становится войсковым священником?
В настоящее время к назначению на должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими представлено 135 кандидатов, из них от Русской Православной Церкви 131 кандидат и по 2 кандидата от Центрального духовного управления мусульман России и от Буддийской традиционной сангхи России. Так что недостатка в кандидатах у нас нет.
В утверждённом министром обороны Положении по организации работы с верующими военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации сформулированы профессиональные требования к ним.
Должностные лица органов по работе с верующими военнослужащими должны быть гражданами Российской Федерации, не иметь двойного гражданства и судимости, иметь государственное образование не ниже среднего (полного) общего образования. Также они должны обладать рекомендацией от соответствующего религиозного объединения и получить положительное заключение медицинской комиссии о состоянии здоровья.
При назначении на руководящую должность для должностных лиц органов по работе с верующими военнослужащими обязателен опыт служения в соответствующем религиозном объединении не менее пяти лет. Личный опыт военной службы также играет в работе военного священника существенную роль, поскольку при наличии такого опыта ему не требуется много времени для адаптации в коллективе, он владеет терминологией, знаком с армейской спецификой и т. д.
В военном ведомстве весьма ответственно относятся к выполнению решения главы государства о воссоздании в Вооружённых Силах России института военного духовенства. Министр обороны лично проводит отбор кандидатов, и его требования к их объективным данным, профессиональной квалификации и даже наличию житейского опыта очень высокие. Священник должен уметь эффективно работать с командиром, офицерами, солдатами и матросами, членами семей военнослужащих, гражданским персоналом. Среди назначенных священников РПЦ 17 человек из белого духовенства, четверо из чёрного духовенства (монахов). В том числе один архимандрит, два игумена, один иеромонах, четыре протоиерея и 13 иереев. Средний возраст назначенных священнослужителей 44, 5 года. Самому молодому 29 лет, самому старшему 65. Высшее образование у
18 человек, среднее у троих. Все имеют и богословское образование.
Опыт служения в соответствующем религиозном объединении (в священническом сане) от 1 до 21 года, в среднем 10, 2 года.
Опыт работы с военнослужащими у них различный от 1 года до 15 лет (в среднем 7, 7 года). При этом у многих за плечами солидная армейская выслуга лет. Так, 11 человек офицеры запаса (из них пятеро старшие офицеры запаса со средней выслугой 16, 5 лет). Один из военных священников прослужил пять лет по призыву и контракту, шестеро два года по призыву и только трое не служили в Вооружённых Силах, но имеют опыт работы с людьми в погонах.
Что обязан знать и уметь военный священник, как осуществляется до-подготовка военного духовенства?
Назначенные на соответствующие должности военные священники проходят специальную подготовку по вопросам военной службы в порядке и на условиях, установленных в Минобороны России.
С целью профессиональной до-подготовки штатных священнослужителей и обмена опытом за период с ноября 2011 года по май 2012 года проведены учебно-методические сборы в Ростове-на-Дону Москве и Санкт-Петербурге. В частности, в ходе последнего десятидневного сбора, который проводился в мае этого года в Северной столице, штатные войсковые священнослужители прошли специальную подготовку по вопросам военной службы, ознакомились с современным этапом строительства Вооружённых Сил. Для них были организованы показные и инструктивно-методические занятия по общественно-государственной, боевой и физической подготовке. Прошли практические занятия по основам организации караульной службы, по обустройству полевого храма и содержанию работы священнослужителя во время учений. Особое внимание уделялось военно-медицинской подготовке. Слушатели освоили основы оказания первой медицинской помощи.
В дальнейшем доподготовку планируется проводить регулярно по мере укомплектования должностей на базе одного из вузов Минобороны России.
Какова специфика работы военного священника, круг его обязанностей и полномочий?
Работу священника в соединении условно можно разделить на две составляющие. Во-первых, это его богослужебная деятельность, которая регламентируется внутрицерковными установлениями.
Во-вторых, это участие священника, как помощника командира, в воспитательной, просветительской, иной общественной и социальной работе. Эта сфера деятельности должна быть плотно встроена в армейскую жизнь. Поэтому священнику необходимо планировать свою деятельность совместно с командиром и его помощником по работе с личным составом с учётом плана боевой подготовки. Командование знает, какие духовно-психологические проблемы существуют в армейском (флотском) коллективе, где неладно с воинской дисциплиной, возникли острые отношения между военнослужащими, где нужна помощь молодым офицерам в их становлении, есть потребность поддержать мир в семьях военнослужащих. С учётом этого оно и ставит задачи помощнику по работе с верующими военнослужащими.
Формы работы военного священника могут быть самыми разными, они известны. Главное, чтобы они способствовали выполнению тех задач в области воспитания, нравственного и духовного просвещения военнослужащих, которые они определили вместе с командиром.
В мирное время деятельность помощников командиров по работе с верующими военнослужащими по своему содержанию это основанная на многовековом опыте служба по удовлетворению духовных потребностей личного состава, духовному обеспечению его морально-психологического состояния.
А как обеспечивать удовлетворение этих потребностей всем военнослужащим, если в подразделении служат не только православные, но и мусульмане, буддисты?
Для полного и качественного выполнения своих обязанностей войсковому и флотскому священнослужителю, помимо известных профессиональных и нравственных качеств, должно быть присуще качество универсализма, основанное на веротерпимости. Универсализм помощника командира заключается в его способности и умении компетентно и тактично работать с военнослужащими различных вероисповеданий, уважая их религиозный выбор и помогая им реализовать конституционное право исповедовать свою религию.
Для того чтобы не возникало разделение людей по религиозному признаку, помощник командира обязан предотвращать проявления прозелитизма и дискриминации по отношению к военнослужащим различного вероисповедания. Более того, он будет организовывать информирование всего коллектива об особенностях различных культур и религий, разъяснять их значимость и ценность. В качестве примера такого подхода можно привести организацию православными священниками Центрального военного округа накануне Рождества Христова (в пятницу) посещения для исповедующих ислам военнослужащих Екатеринбургской мечети, где солдат встретили с большим гостеприимством и радушием.
Опытный священник может работать не только с православными, но и с мусульманами, и с буддистами. Он понимает суть проблемы, отличает суннита от шиита, знает многие суры Корана, нравственный смысл которых коррелируется с христианскими максимами. Наконец, он просто понимает душу молодого человека, может найти подход как к верующему, так и к маловерующему сердцу. Кроме того, священник должен знать тех священнослужителей и духовных авторитетов иных вероисповеданий в местах дислокации соединения, которых с пользой для дела можно пригласить для встречи с военнослужащими. В этом смысле мы занимаем жёсткую позицию только в одном: в армии, повторюсь, не должно быть религиозной миссии и дискриминации по религиозному признаку. Мы не должны допускать попыток сделать из православного солдата мусульманина и наоборот, чтобы не создавать дополнительных напряженностей. Для нас главное духовное просвещение, нравственное воспитание, социальная поддержка, обеспечение конституционных прав военнослужащих и обеспечение сознательной мотивации, подлинного настроя людей на выполнение воинского долга.
В деле нравственного воспитания исключительное значение имеет нравственный облик самого воспитателя...
Для всех без исключения военнослужащих (верующих и неверующих) священник должен быть высшим, причём действующим нравственным примером. Поэтому в своей духовно-просветительской работе он обязан "не снижать планку", то есть стремиться вести за собой, повышать духовный опыт "пасомых".
В обязанности помощника командира входит проведение занятий по общественно-государственной подготовке соответствующей тематики со всем личным составом, вне зависимости от вероисповедания. Такие занятия не религиозная проповедь, они призваны помочь военнослужащим разобраться в значимых этических вопросах окружающего мира, и особенно его личной ответственности по отношению к себе, к сослуживцам, к обществу и к государству.
В начальный период священнослужитель кажется в некотором роде чужеродным в воинском коллективе. Поэтому именно ему самому необходимо преодолевать этот психологический барьер, для чего деятельно присутствовать на рабочих совещаниях, проводимых командованием, участвовать во всей полноте армейской жизни, проявлять инициативу, старание и настойчивость в сочетании с тактичностью. Так действует, например, помощник командира военной базы в Абхазии иерей Александр Терпугов, который, кстати, отметил, что в присутствии священнослужителя некоторые несдержанные на язык отцы-командиры уже не позволяют себе использовать ненормативную лексику.
Участвуя в учениях, полевых выходах, в морских походах священнослужитель может конкретно продемонстрировать востребованность своей работы в особых условиях и тем самым формировать доверие к себе и уважение к своему делу. Он должен хорошо знать, чем живёт воинский коллектив, вникать в заботы, нужды, переживания каждого из его членов и стараться помогать. При этом пастырю важно так строить работу, чтобы человек, решая ту или иную нравственную проблему, услышал голос своей совести. Помощник командира в каждом подопечном обязан видеть не просто должностное лицо, а прежде всего человека и заботиться о нём как таковом. При этом не следует забывать, что и командиры, которые испытывают значительные нагрузки и облечены высокой ответственностью, могут нуждаться в добром совете и духовной помощи священнослужителя.
Успех становления священнослужителя как эффективного помощника командира (начальника) невозможен без конструктивного взаимодействия с офицерами по работе с личным составом, без тесного контакта с военно-медицинскими учреждениями, военными психологами, юрисконсультами и социальными работниками. Сложная задача встраивания мероприятий, проводимых священнослужителем, в распорядок дня и расписание занятий, окажется вполне решаемой, если эти мероприятия будут хорошо продуманными и организованными, а их содержание полезным и интересным.
А что делать с атеистами в погонах?
Атеист это человек, который занимает активную богоборческую позицию. По моим наблюдениям, таких в армии не так много. Существенно больше военнослужащих, которые просто не ощущают себя верующими, не "слышат" своей веры. И то, как с ними работать, священнику должен подсказать его пастырский опыт.
Можно ли сейчас говорить о конкретных результатах деятельности военного духовенства в плане влияния на состояние воинской дисциплины, формирования высоконравственных отношений в воинских коллективах? По каким критериями и кто оценивает его деятельность?
В армейской среде многое определяется конкретными результатами деятельности должностных лиц. Конечно, имеются примеры, когда можно сказать, что приход священнослужителя в какой-то мере повлиял на улучшение состояния воинской дисциплины. Так, например, на военной базе, дислоцированной в Южной Осетии, за последний год работы командования с участием иерея Андрея Зизо число происшествий и преступлений сократилось на 73 процента. Но это частный случай. В целом же проблема заключается в том, что пока не выработаны объективные критерии оценки результативности труда священнослужителей. Отметим при этом, что ставить в прямую зависимость количество происшествий и преступлений, совершаемых в соединении (вузе), от эффективности работы священнослужителя некорректно. Основное свое влияние священник оказывает на нравственный климат в коллективе, который количественно измерить невозможно. В связи с этим в период становления органов по работе с верующими военнослужащими в оценке деятельности помощника командира мы опираемся на поступающие к нам отзывы командования соединений, а также на динамику объективных показателей морально-психологического состояния личного состава.
В последнее время приходится часто слышать, что введение института военного священства якобы вызовет массовое увольнение офицеров по воспитательной работе...
Вы правы, такие слухи имеют место. Они вызваны мероприятиями по оптимизации структур по работе с личным составом. При этом некоторые должности сокращаются. Но хотел бы напомнить, что "после того" совсем не означает "вследствие того". Думать, что военный священник займёт место воспитателя это профанация самой идеи введения в Вооружённых Силах института воинского и морского духовенства. Так создаётся повод для недоумений, который необходимо дезавуировать. Функции священника и офицера, отвечающего за работу с личным составом, не исключают и не замещают, а гармонично дополняют друг друга. Священник в данном случае вносит в эту работу нравственную составляющую, своими средствами обогащает и делает более действенной всю систему работы с личным составом. Вот к чему мы стремимся. И насколько я могу судить, в большинстве своём офицеры органов по работе с личным составам прекрасно это понимают.
Но в упомянутом вами Положении по организации работы с верующими военнослужащими в числе обязанностей священнослужителя значатся укрепление дисциплины, профилактика правонарушений...
В данном случае не следует смешивать общие идеологические цели и задачи, которые стоят перед командиром, воспитателем, священником, и обязанности каждой из сторон. В документах обозначено участие священника в просветительской работе и нравственном воспитании, а также указаны её формы в мирное и военное время. О формах в мирное время мы уже говорили.
Что же касается особого периода, то в нём своя специфика. В условиях ведения боевых действий ограничивается правовая свобода человека, всё подчинено общей цели. Командир принимает решение, в первую очередь исходя из задачи, которую решает соединение. Принцип единоначалия проявляется здесь более жёстко, распоряжения командира выполняются беспрекословно. Опыт прошлых веков подсказывает, что в боевой обстановке священнику целесообразно находиться возле медицинского пункта, максимально близко к передовой, оказывать помощь и поддержку раненым, совершать соответствующие богослужения и таинства, помогать преодолению последствий стресса, обеспечивать достойное захоронение погибших и умерших, готовить письма родственникам раненых и убитых бойцов. Большое значение имеет здесь личный пример батюшки.
Когда должна проводиться работа военного священника с военнослужащими в служебное или во внеслужебное время? Что говорится по этому поводу в разрабатываемых документах?
Здесь невозможно под одну гребёнку причесать все соединения, где введены должности помощников командиров (начальников) по работе с верующими военнослужащими. Например, у ракетчиков боевое дежурство перемежается: то три дня в патерне, то четыре. У моряков вахта в морских походах меняется каждые четыре часа. Мотострелки, танкисты и сапёры могут месяцами находиться в полевых условиях. Поэтому в документах мы прописываем лишь общие принципы. Но при этом командир части должен обеспечить священнику рабочее место, а также место, отведённое для богослужений. Это может быть отдельно стоящий храм или часовня, или храм , встроенный в здание части. Но такое место должно быть, а в какое время священник будет проводить свои мероприятия, он совместно с командиром решает в зависимости от конкретных обстоятельств. Главное, чтобы вся деятельность священника была закреплена в общем распорядке дня или расписании занятий, которые являются для должностных лиц руководящими документами.
Насколько я понимаю, по трудовому договору, который заключается с военным священником, служба в части его основное место работы?
Совершенно верно. Священник должен проводить в части основную часть своего рабочего времени. Конечно, формализма быть не должно. Командир со священником вместе определяют время нахождения священника в расположении части и формы его работы. Это зависит от конкретных задач, которые стоят перед военнослужащими. Но если в части есть храм , то священник основное время может находиться там, тогда и командир, и все желающие будут знать, куда они могут в свободную минуту прийти, побеседовать, получить духовное утешение. В целом же само собой разумеется, что священник будет там, где он нужнее. Справедливости ради отметим, что в перспективе потребуется разработать нормативные акты, которые регламентировали бы вопросы социальной защищённости войсковых и флотских священнослужителей, особенно в период участия их в полевых выходах и т. п., материального и иного обеспечения их деятельности, некоторые организационные административные проблемы.
Как я понимаю, разработкой этих документов придётся заниматься возглавляемому вами управлению. А какие ещё задачи стоят перед вами и вашими подчинёнными?
Обращаю внимание на новый и принципиально важный аспект деятельности органов по работе с верующими военнослужащими. Религиозная ситуация в мире и в нашей стране постоянно меняется. Государственно-церковные отношения и межрелигиозный диалог динамично развиваются. Обстановка в этой сфере в определенные моменты своего развития может существенно влиять на расстановку общественно-политических сил в стране.
В связи с этим значение постоянного мониторинга религиозной ситуации среди личного состава войск (сил), в местах их дислокации (базирования) и комплексной оценки её влияния на выполнение задач по предназначению приобретает всё большую актуальность.
Такой мониторинг призваны регулярно проводить органы по работе с верующими военнослужащими Вооружённых Сил Российской Федерации на всех уровнях совместно с социологами и готовить при необходимости справки, рекомендации и предложения командованию для принятия решений.
В завершение нашей беседы считаю важным подчеркнуть следующее. Политическое решение руководства страны и Министерства обороны Российской Федерации о возрождении института войскового и флотского духовенства положило начало принципиально новому подходу к работе с личным составом Российской армии и флота по поддержанию и обеспечению его морально-психологического состояния. Первые шаги на этом пути совершаются не без трудностей, которые естественны во всяком новом и сложном деле. Но и первые результаты этой работы дают основание утверждать, что структура органов по работе с верующими военнослужащими будет сформирована. Эффективно, по-современному использовать её потенциал значит больше заботиться о душе защитника Отечества, способствовать повышению боеготовности и боеспособности Вооружённых Сил Российской Федерации.
Источник: Красная звезда