35 лет назад умер Владимир Набоков неоднозначная фигура в мировой художественной литературе и общественной жизни.
О морали набоковских произведений и творческих поисках писателя "Фоме" рассказал Николай Мельников, старший научный сотрудник Дома русского зарубежья имени Александра Солженицына.
Вклад Набокова в литературу огромен. Это один из общепризнанных классиков, не только в русской, но мировой литературы. В своих произведениях Набоков сочетал принципы реалистической и модернистской эстетики. Переосмысляя традиции русской классической литературы, писатель обращался темам безумия и извращенной эротики, преступления и творчества. В то же время он вел идеологический спор с ангажированностью, присущей советской литературе. У Набокова социальные, религиозные, философские мотивы играют отнюдь не первую роль. Классик перенес акценты на внутренний мир художника, на его фантазии и мечтания, творческие поиски. И это особенно важно для литературы того периода, когда наших соотечественников мучили литературой, дидактически и идеологически очень насыщенной.
Если сравнивать набоковские произведения с традицией русской классики, с тем как она раскрывала мораль художника, то можно придти к выводу, что писатель был более свободен от моральных устоев и догм. Но все равно его герои не существуют вне морали: нравственные ценности для автора существуют. А персонажей типа Германа Карловича из романа "Отчаянье" или Гумберта Гумберта из романа "Лолита" писатель прямо относил в разряд антигероев и не скрывал этого. Несмотря на многочисленные эпатажные заявления в интервью или предисловиях к позднейшим переизданиям русских романов, у Набокова была система нравственных координат.О ней можно судить хотя бы потому, как складываются судьбы его антигероев; как правило, они подводятся к катастрофической развязке: безумию, нравственному опустошению, смерти.
Герман Карлович оказывается неудачником, Гумберт теряет Лолиту и уже потом, когда она повзрослела и потеряла прелесть нимфетки, "маленького смертоносного демона",влюбляется в нее по-настощему, любит неразделенной платонической любовью. Но его страсть, которая находила приложение к своему объекту, была преступной, поэтому-то и Лолита в конце концов не выдерживает и сбегает от него. Но эту же страсть Гумберт, как мы помним, все-таки переоценивает, отчасти избавляясь от ее чар. В "Лолите" два Гумберта: Гумберт-герой и Гумберт-повествователь, и между ними можно найти некую дистанцию. Гумберт-повествователь, автор "исповеди светлокожего вдовца", не столько возвеличивает и оправдывает себя в прошлом, сколько осуждает. И постепенно происходит перерождение маньяка-эгоцентрика в кающегося грешника.
Естественно, сложно говорить о том, что Набоков моралист, но и говорить о том, что он вне моральных категорий добра и зла, тоже нельзя. О взаимоотношении добра и зла, творческого дара и преступного своеволия также рассказывается в других набоковских произведениях: "Приглашение на казнь", "Защита Лужина", "Дар", "Соглядатай", "Бледный огонь".
Источник: Фома