Одна из вещей, которые напрягали меня, когда я был новообращенным христианином, то, что, судя по текстам церковных молитв, от меня постоянно ожидалось признание моего недостоинства. Я должен был признать, что недостоин неба и земли, и сей временной жизни, а более всего недостоин милости Божией. Насколько мне известно, это напрягает многих и сейчас. Так почему так важно постоянно помнить об этом своем недостоинстве?
Первая причина, по которой мы должны признавать себя недостойными, очень проста потому что это правда. Таково реальное положение дел. Человеческие поступки и то, во что мы себя превращаем посредством этих поступков, подлежат справедливой оценке. И по справедливости мы недостойны мы не таковы, какими должны быть, и поступаем не так, как должны поступать. Мы согрешили делом, словом, помышлением и, более всего, неисполнением долга. Такова истина, и мы должны ее признать. Отношения с Богом нельзя строить на обмане. Если я предал друга или подвел работодателя, или обворовал гостеприимных хозяев я больше не могу претендовать на их расположение, как будто ничего не случилось. Если я хочу восстановить отношения, я должен начать это с признания фактов. Я должен признать, что нуждаюсь в милости, и что мне ее не обязаны оказывать. Я недостоин.
Милость Бога бесконечна: "Его же благость безмерна и человеколюбие неизреченно". Но принять ее можно только как милость как что-то, чего мы полностью недостойны.
БОГ НЕ ОБЯЗАН ТЕРПЕТЬ НАШИ ЕЖЕДНЕВНЫЕ АКТЫ НЕБЛАГОДАРНОСТИ И ПРОТИВЛЕНИЯ; ХРИСТОС НЕ БЫЛ ОБЯЗАН УМИРАТЬ ЗА НАШИ ГРЕХИ; ОН НИЧЕГО НАМ НЕ ДОЛЖЕН.
Пока мы делаем вид, что чего-то заслужили, заработали, что мы имеем право требовать своего, мы воздвигаем преграду между нами и милостью Божией. Не случайно в Евангелии приводятся примеры явных грешников мытаря, блудницы, разбойника на кресте, которые обрели спасение, в то время как люди приличные, нравственные, религиозные, отвергли его. У блудницы, мытаря или разбойника не было возможности требовать от Бога "своего". ( В той культуре, по крайней мере; нынешние-то блудницы и разбойники запросто могут перефарисеить любого фарисея). Они понимали, что им не на что рассчитывать, разве что на то, что им, вопреки всякой очевидности, окажут милость.
Но есть и вторая причина: признание своего недостоинства ведет к радости. Более того, это непременное условие любой прочной радости.
Видели ли Вы человека, которому все должны? Наверняка видели; я сам время от времени вижу такого в зеркале.
Вид его угрюм и мрачен, на лбу залегает глубокая складка, губы плотно сжаты, взгляд полон огорчения. Этот человек всегда глубоко обижен и уязвлен и всегда терпит горькую несправедливость: все ему должны, и ни одна собака этого не признает! Он достоин гораздо лучшего и никогда этого не получает. Он требует от окружающего мира своего а мир не обращает на это никакого внимания.
Это горесть всех горестей, поскольку ее не лечит время и ничто не может утешить. Ничто не может обрадовать такого человека: ведь если Вам должны миллион, а дали, скажем, десять тысяч, это просто издевательство, которое только подчеркивает, как дурно с Вами обходятся. Это пропасть, которую нельзя наполнить; дыра, через которую просвечивает вся безрадостность ада.
Никакой уровень достатка, более того, даже искренняя любовь и дружество других людей не помогут при этой болезни пока человек не согласится переменить свое отношение к жизни и признать: я недостоин.
Для недостойного человека каждый день чудо, каждый кусок хлеба дар Божией любви и человеческой доброты, каждая улыбка ближнего царский подарок. Когда мы понимаем, что недостойны солнечного света, ветра на нашем лице, шелеста листвы, все становится чудом, явлением любви небесного Отца, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45).
Я знаю, что я недостоин в том смысле, что я осведомлен об этом факте. Но если бы я еще мог жить этой истиной, я был бы гораздо более счастливым человеком.
И люди вокруг меня были бы счастливее. Смирение ведет к радости; гордыня всегда оборачивается унынием. Но я надеюсь: может быть, когда-нибудь я обрету радость недостоинства.
Источник: Фома