Киргизская епархия это всего 25 храмов и один женский монастырь. Русское население в Кыргызстане неуклонно сокращается и сегодня составляет не более 13%. Чем живут православные в Киргизии и чего ждут от России?
Воскресенский кафедральный собор Бишкекской епархии
Надежда на "большую Россию" и исламские противники нравственной деградации
Как живется священнику и вообще русским в Киргизии? Протоиерей Игорь Дронов, выросший в Киргизии, считает, что не так уж и плохо, а из всех стран Средней Азии Киргизия относится к России и Русским, наверное, лучше всего "Русские в Киргизии это потомки переселенцев, раскулаченных крестьян, ссыльных священников и советских ученых говорит о. Игорь. Пассионарность поселенцев ХIХ века сохраняется у среднеазиатских русских до сих пор. Поэтому они не склонны уходить в запой или пассивно ожидать подачек от государства. Эти люди имеют навык борьбы за существование и надеются только на Бога и на себя". Несмотря на самодостаточность, здешние русские ощущают себя частью большой России и все-таки смотрят на нее с осторожной надеждой на то, что страна будет более решительно отстаивать свои интересы в регионе.
На бытовом уровне в Киргизии произошло взаимопроникновение менталитетов, и для русских семей нормально готовить фуньчозу (вид лапши) с курдючим жиром, а окрошку заправлять максымом (напиток наподобие кваса, только вместо хлеба взвесь их кукурузы, пшеницы, проса и ячменя). Русское население постепенно сокращается, особенно сейчас, когда в стране собираются вводить знание национального языка в качестве обязательного требования к госслужащим. В Киргизии развито племенное сознание и если член какого-либо рода занимает важный пост, то он старается подтянуть к себе и родственников, поэтому почти все ключевые посты заняты киргизами. Русских много среди IT-специалистов, большим спросом пользуются русские врачи сами киргизы стараются лечиться именно у русских. "Много русских работает в швейном бизнесе, при этом киргизское по качеству не уступает турецкому "итальянскому", говорит о. Игорь. Я в Москве когда у родителей бываю, то часто узнаю вещи нашего производства". По словам священника, он давно бы перебрался в Россию, но не может оставить место своего служения. В отличие от него, новое поколение русских в Киргизии не связано священническими клятвами, и в основном стремится уехать на родину. В стране остаются только те, у кого нет денег на переезд. Правда есть и люди, которых выдавили из России обратно в Киргизию. Одну такую семью о. Игорь знает лично
Люди переехали в Россию, построили дом, засыпали двор гравием и провели из колодца водопровод. Односельчане сначала просто завидовали и раздражались, а потом подожгли дом. Семья отстроилась снова, и ее снова сожгли. Для своих соседей семья по-прежнему оставалась "киргизами", которые, к тому же, жили лучше местных. После третьего поджога семья не выдержала и вернулась в Киргизию. "Конечно, бывает и хорошо устраиваются, рассказывает священник. Но для этого нужно влиться в коллектив, а значит пить с ним". По словам о. Игоря, в городе прижиться проще общество атомизированно, и не приходиться зависеть от мнения коллектива. Но в город попасть сложно жилье дорогое, а Киргизии в целом значительно беднее России. И даже если продать четырехкомнатную квартиру в столице, то на городскую квартиру в России вряд ли хватит.
В самой Киргизии тоже кто-нибудь может в сердцах сказать "Если ты русский, езжай в свою Россию", но антирусские настроения в народе популярностью не пользуются. По словам о. Игоря, киргизы прекрасно понимают, что без русских им будет трудно. И это заметно как на бытовом уровне, так по высказываниям политиков. Кроме того, общий нравственный климат в Киргизии лучше, чем в России, считает батюшка. "Во-первых здесь живут наследники гонимых, а не гонителей. Во-вторых, здесь менталитет восточный, в котором есть почитание старших, воспитание детей, уверен о. Андрей. Конечно, и здесь идет постепенная деградация, но с большим отставанием от России. Есть силы, связанные с исламом, которые активно этому противодействуют. И это не радикалы, а нормальные люди".
Парашютисты с пасхальными флагами, инерция духовенства и экзамен для кандидатов на крещение
Епископ Киргизский и Бишкекский Феодосий управляет Киргизской епархией меньше года. Сначала деятельная энергия нового архиерея встретила сопротивление. "Священники стали говорить людям "мы хотим вас крестить, но владыка не хочет" и давай всех отправлять ко мне, делится со мной воспоминаниями о первых месяцах епископ Феодосий. До того своего назначения в образованную в июле 2011 года Киргизскую епархию, епископ Феодосий служил игуменом мужского монастыря на Ганиной яме – месте уничтожения останков Царской семьи. Одной из первых заложенных традиций в новой епархии стали обязательные огласительные беседы и экзамен перед крещением. Первое время новому архипастырю приходилось по полтора часа лично беседовать с каждым кандидатом на крещение. Крест есть? Нет. –"Отче наш" знаешь? Нет. Я просто хочу крестным отцом быть. А что ты дашь крестнику, если сам ничего не знаешь? Как ты научишь пилота летать, если сам никогда не умел? Некоторые обижались, а потом приходили снова, с более серьезным настроем. А некоторые больше не приходили. "Значит, им это и не нужно, уверен епископ Феодосий. – Я им говорю, что если вы хотите поступить в ВУЗ – вы же готовитесь, сдаете экзамены, не возмущаетесь. А почему по отношению к душе, которая готовится к вечности, другое отношение? Если вы пройдете беседы, будете регулярно ходить в храм, соблюдать пост, стараться жить по совести, помогать людям, читать Евангелие, если вы будете это делать – креститесь. Если вы не будете не креститесь. Зачем умножать формализм?" Новый архиерей проявил твердость, и в епархии окончательно установилось правило: если человек не при смерти, то крещение только через 12 бесед и экзамен.
Правила ранней Церкви распространились и на богослужение. Перед началом Литургии верных оглашенные подходят к солее и священник вместе с верными читает молитвы над ними, чтобы Господь "огласил словом истины" и "открыл Евангелие правды", после чего оглашенные удаляются из храма в класс, где лектор объясняет им что будет дальше происходить на службе. По новому прошло и крещение. На Пасху из крестильни в храм проложили ковровую дорожку, и епископ вместе с духовенством вышел из алтаря навстречу 50 новым членам церкви и вместе с ними крестным ходом вошел в храм. Мужчины были в стихарях, женщины в белых платьях, все со свечами в руках. В храме встречали друзья, родственники и прихожане с цветами. Четыре хора подхватывали друг за другом торжественное "Елицы во Христа креститеся". После того, как все причастились, еп. Феодосий представил новых братьев и сестер общине и подарил каждому икону. В феврале епархия встречала Почаевскую икону Божией Матери. В двадцатиградусный мороз крестный ход во главе с еп. Феодосием прошел 31 километр из аэропорта в кафедральный собор Бишкека. Шли как полагается – с хором, киотом на плечах, впереди ехала мобильная звонница, оборудованная в кузове пикапа. В истории пятимиллионного Киргизстана такого масштабного крестного хода еще не было собралось более трех тысяч человек. "Киргизы нас на улицах приветствовали, некоторые даже крестились, вспоминает еп. Феодосий. После этого и в автобусах и на рынках только и было разговоров, что о крестном ходе. Храм первые несколько дней был переполнен.
На Пасху тоже собирались идти крестным ходом. Президент и мэр Бишкека как будто разрешили. Но все оказалось не так просто. "Мне потом объяснили, что на востоке обычно не говорят "нет", надо уметь понять, когда "да" это да и когда "да" это нет, смеется епископ. – Местные жители могут по выражению лица отличать одно от другого, а я человек новый – не понимаю". Когда архиерей не разгадал намеков, мэр сказал ему уже прямо "нельзя". "Ладно, говорю, а что можно? – Все можно, только не крестный ход. – Хорошо, ловлю на слове". Несколько икон, в том числе Почаевскую, взяли на самолет, к самолету приделали 50-метровый баннер "Христос Воскресе!" (правда он потом оторвался) и облетели вокруг столицы, а еп. Феодосий из открытого люка кропил Бишкек крещенской водой. А затем на город сбросили 11 парашютистов с флагами "Христос воскресе!". Площадку для приземления определили возле храма. Последний десантник устроил в небе салют. "На земле нам не разрешили, может пробок испугались. Зато на небе пробок никаких нет, уверен еп. Феодосий. И потом Пасхе радуется не только земля, но и небо, вот мы и изобразили радость неба". В этом году пасхальное Евангелие в соборе читали на семи языках, в том числе впервые на киргизском, и послание Патриарха Кирилла на русском и киргизском. "Иногда бывает немножко тяжело, признается еп. Феодосий. – Потому что многое приходится делать впервые, а люди привыкли жить по-другому. Могут сказать, "да он молодой еще, только приехал, что его слушать". Но ничего, я могу смириться и это понять. Но это не значит, что человек не будет делать то, что я ему говорю. Потому что есть частное мнение, каждый имеет на него право, а есть рабочий момент. Сначала людям не очень нравились нововведения, а теперь многие говорят, владыка, вы оживили нашу жизнь. Будем стараться оживлять ее и дальше".
Справка: Киргизия в фактах
Общая площадь 199.9 тысяч км2, из них 94% находится на высоте более 1000 м. над уровнем моря. Население около 5.5 миллиона человек, из них (согласно последней переписи 1999 года) 64.9% – киргизы, 13.6% – узбеки, 12.5% – русские. Ислам исповедуют около 75% населения. Православное христианство – 20% (данные CIA fact book 2012). В городах живет 35% граждан. Русский язык имеет статус второго официального языка. Грамотность – 98.7% Интернетом пользуются около 39% населения. Безработица – 14.6%. В сельском хозяйстве занято 48% жителей, 35% всего экспорта идет в Россию. Страна продает текстиль, мясо, табак, золото, редкоземельные металлы (в т.ч. уран), электроэнергию. 61% импорта – торговля с Китаем.
Источник: Нескучный сад