ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Апостол Петр – народный герой

"Апостол Петр в сказках – очень сильная фигура человека, который умеет признавать и исправлять свои ошибки"

Андрей Зайцев :: 11 июля 2012

"Петр и Павел час убавил" – знаете такую поговорку? О том, как народное сознание воспринимало образы первоверховных апостолов, – публицист и историк Андрей ЗАЙЦЕВ.


В конце XIX начале ХХ века среди историков и филологов была очень популярна идея о том, что жития святых являются лишь христианизированными переделками сказаний об античных героях и сказочных персонажей. Не ограничиваясь указанием на формальные совпадения античной биографии и агиографических текстов, некоторые исследователи делали вывод, что все христианские святые – лишь вымышленные персонажи, наподобие Геракла.

Между тем, такой упрощенный подход лишал возможности увидеть и обратный процесс, как христианские подвижники становились героями народных сказок, какими чертами характера наделяли простые люди апостола Петра или святителя Николая Чудотворца. В этих повестях отражена та народная вера, которая не меняется веками.

Сказка – это уникальный жанр по своим психологическим и педагогическим возможностям. С помощью волшебных историй мы можем разыгрывать архетипы собственной жизни, обучать ребенка добру и злу, творить справедливую вселенную, где хорошие герои побеждают плохих. Возможности сказки столь безграничны, что она с легкостью трансформирует образ даже Христа и апостола Петра.

Петр стал одним из любимых персонажей народных легенд в России и Европе. При этом образ сказочного апостола очень сильно отличается от истории того человека, о котором мы узнаем из Евангелий и Деяний апостольских. От реального святого Петра сказка взяла две черты его характера (импульсивность и народный практицизм или здравый смысл), два биографических эпизода (отречение от Христа и раскаяние). Это позволило превратить первоверховного апостола Петра в оруженосца Христа, заходящего в дома к богачам и беднякам и задающего Спасителю самые сложные вопросы, которые волнуют любого человека.

Сказочный Петр – это воплощение обывательской справедливости. В слове обыватель нет ничего обидного. Напротив, оно показывает, насколько близким стал этот первоверховный апостол для верующих во всем мире. Во время путешествий по земле вместе со Христом он превращается в горячего, но не очень сообразительного ученика, задающего разные вопросы. Вот наиболее типичный сюжет сказки–путешествия. Спаситель и Петр приходят в деревню. Христос остается у дома бедной вдовы, а Петр в надежде на хороший ужин последовательно стучится во все дома, начиная от самого богатого. Сказочный апостол – воплощение детского практицизма: в богатом доме вкуснее еда и мягче постель, но зажиточные крестьяне прогоняют странников, и тогда они возвращаются в самую бедную хижину. Хозяйка ставит им на стол скудный суп, и Христос просит посчитать Петра глазки в супе. Затем достает кошелек и платит 60 золотых по числу жировых кружочков. На следующий день об этом узнает богатая хозяйка, зовет странников к себе, ставит на стол жирный суп всего с одним глазком и получает один золотой. На недоуменный вопрос Петра, почему женщина получила только один золотой, Христос отвечает, что суп бедной хозяйки ровно в 60 раз лучше. В этом бродячем сюжете, встречающемся во множестве сказок, обыгрывается известная притча о лепте вдовицы и ценности добровольного дара бедняка. Для Петра же такой поступок Учителя алогичен, поскольку он считает, что вознаграждение должно напрямую быть связано с затратами и результатом: если суп вкуснее, то за него и надо платить дороже.

По такой же модели строится история о Христе и Петре, которые воскрешают единственную овечку бедняка, убитую им, чтобы накормить странников. Из каждой косточки животного появилось утром новое, и в результате человек стал владельцем собственного стада. Богач же, истребивший на следующий день все свое стадо из зависти, остается ни с чем. Это тоже традиционный сюжет, восходящий к сказаниям о греческих богах и Одиссее, его варианты можно найти в народных житиях Георгия Победоносца.

Самая же интересная история о Петре рассказывает о том, как апостол упросил Христа разрешить ему на день стать Богом. В этой чудесной сказке выражается народное представление о том, что работа Бога очень легкая, а человеку приходится трудиться день и ночь. Христос разрешает своему ученику побыть Богом, но низводит всю ситуацию до очень мелких подробностей. Апостол Петр в роли Бога идет по деревне и встречает крестьянку, которая выгнала своих гусей на луг и не стала за ними следить: ""Как, ты хочешь оставить гусей одних?" – спросил ее Петр. – "А что, неужли стеречь их и сегодня? У нас нынче храмовый праздник", – возразила крестьянка. – "Но кто же должен беречь твоих гусей?" – спросил Петр. – "Пусть Господь Бог бережет их сегодня!" – сказала крестьянка и удалилась". Опечаленный Петр приходит ко Христу и получает от него ответ: "Петр! ты слышал, – сказал Спаситель. – Я бы охотно пошел с тобою в деревню на храмовый праздник; но ведь гусям может приключиться что и худое: ты сегодня Бог до вечера, ты и должен и беречь их". Несмотря на то, что сказка обыгрывает классический сюжет о дамокловом мече, она позволяет по-новому увидеть образ апостола. Петр – самый горячий человек из 12 учеников Христа, он быстрее всех признает его Мессией, но он же и отрекается от него. В сказке очень важно подчеркнуть человечность Петра, его похожесть на каждого из нас. Любой ребенок мечтает быть царем или принцессой, и сказка умело развенчивает мифы о том, что роль Творца или правителя – это вечное блаженство безо всякой ответственности. Заслуга сказочного святого в том и состоит, что он умеет задавать правильные вопросы и выпутываться из сложных ситуаций. Апостол Петр в сказках – очень сильная фигура человека, который умеет признавать и исправлять свои ошибки, и это делает его любимым, если не единственным спутником Христа в сказках.

Немного особняком стоят легенды, в которых святой Петр предстает мудрым целителем. Мотив чудесного помощника – один из самых распространенных в мировой литературе, но интересно, что Петр наряду со святителем Николаем и святым Георгием чаще всего выступают в этой роли, что свидетельствует о том, что с их именами связаны определенные массовые архетипы. Итак, апостол Петр встречает солдата, который съедает сердце жареного ягненка. Далее Петр и солдат выдают себя за врачей и исцеляют многих людей. Петр рубит больных на части, затем варит до состояния белых костей, а потом воскрешает их, произнося формулу: "Восстань во имя всемогущей Троицы". В конце истории герои делят награду на три части (третья для того, кто съел ягненка), и лишь тогда солдат признает, что это был он. В русском варианте эта же история рассказывается про святителя Николая и жадного попа. Нетрудно заметить, что здесь присутствуют все атрибуты волшебной сказки (чудесный помощник, магическая формула, повторение одной и той же ситуации), но образ христианского святого лишен индивидуальных черт, а потому взаимозаменяем, и от спутника Христа осталось одно лишь имя, безо всякой связью с Евангельскими событиями.

Однако в мировом фольклоре существует сюжет, в котором имя апостола Петра и его действия напрямую связаны с отречением этого апостола от Христа. В повести о пьянице, который попадает в рай, хитрый мужичок, при жизни любивший выпить последовательно обличает апостола Петра, царя Давида и апостола Иоанна Богослова и получает за это спасение. Первым бражнику попадается апостол Петр, не желающий пускать его в рай. Пьяница тут же напоминает собеседнику о его троекратном отречении от Христа и последующем покаянии, и пристыженный хранитель ключей от ворот рая пропускает мужичка. Следующей жертвой бражника становится царь Давид – ему напоминают историю с Урией и Вирсавией, и на пути мужичка оказывается апостол любви Иоанн. Пьяница цитирует Иоанну Богослову о его слова "Да любите друг другу, и любимый ученик Христа просит Петра распахнуть перед бражником райские двери. Здесь мы видим, как сказочный Петр практически совпадает с тем апостолом, о котором мы узнаем из Нового Завета.

Сказка, в отличие от Церкви, отделяет Петра от Павла. Апостол Павел очень редко встречается в легендах. Вероятно, это свидетельствует о том, что история обращения гонителя в христианина не так затронула народное сердце, как жизненные перипетии простого рыбака, сподобившегося при жизни и после смерти быть спутником Христа.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама