В чеченской клинике лечат психические болезни с помощью молитв
Корреспонденты "РГ" стали очевидцами сеанса исламской "психотерапии", когда для излечения больных вычитываются суры из Корана.
В Чеченской Республике в последние годы построены десятки больниц, поликлиник, реабилитационных центров и профильных лечебных учреждений, оснащенных самым современным оборудованием. Однако число желающих обратиться в Центр традиционной исламской медицины, где исцеляют "словом Аллаха", не убавляется, а, скорее, наоборот.
После окончания двух чеченских кампаний в республике начался рецидив психических расстройств, особенно часто ими страдали женщины и дети. Специалистов по психотерапии здесь тогда еще не было, да и не позволяет чеченский менталитет ходить с душевными проблемами к психологу . К целителю же в порядке вещей. Кроме того, женщины эмоционально более открыты, а, значит, больше подвержены нервным расстройствам и астральной атаке "шайтанов".
Практически любой житель Грозного сегодня знает, что происходит за высоким забором трехэтажного особняка из красного кирпича. Рассказывают, там снимают порчу, сглаз и лечат вызванные этим нервные и психические расстройства, "выводят" экзему, псориаз и даже вправляют вывихи. По словам посетителей, центр существует больше трех лет, и сегодня основная масса пациентов из районов и соседних республик Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии. Большинство посетителей необычной клиники женщины.
Мы решили побывать там, поскольку уже были наслышаны о нем.
Охранник ушел и вернулся с миловидной женщиной средних лет по имени Зина. На ней было просторное платье в пол с длинным рукавом, платок закрывал лоб и волосы.
Если хотите побеседовать с богословом-целителем, открытые части тела нужно прикрыть и, конечно, платок обязателен, сказала Зина.
Едем в гостиницу переодеваться. И вот уже спустя некоторое время я практически ничем не отличаюсь от большинства жительниц Грозного.
Экзорцизм по-мусульмански
Несмотря на грозный фасад, за высоким забором царят спокойствие, чистота и тишина есть чему поучиться некоторым светским медучреждениям. Зина, кинув на меня проницательный мимолетный взгляд , приглашает следовать за ней.
К дверям здания ведут высокие ступени, покрытые коврами, на которых с десяток пар обуви, в основном, женской. Все гости по кавказским обычаям разуваются на улице. Делаем то же самое и проходим в вестибюль.
Зина приглашает в свой кабинет и предлагает подождать. В соседней комнате, где стоят в ряд несколько стульев. замечаем двух мужчин: один из них молодой парень лет 20-ти, другой постарше, с короткой бородкой, на вид ему лет 35. Он одет в "костюм мусульманина" просторные без стрелок темные брюки из легкой ткани, такого же цвета рубаху без воротника, застегнутую на пуговицы до самого верха, на голове бархатная тюбетейка. Позже мы узнали, что это и есть богослов-целитель Сайд-Магомед Хадукаев, практикующий с помощью "слова Божьего".
Едва мы успели сесть, как в комнату из коридора робко заглянула женщина лет сорока пяти. Зина приглашает ее войти и несколько минут говорит с ней по-чеченски. Потом вносит в компьютер данные посетительницы, и та отправляется в соседнюю комнату. Следом за ней входит молодая женщина, с которой Зина беседует немного дольше. Посетительница чем-то расстроена. Она также присоединяется к группе людей в соседней комнате. Только спустя несколько минут мы поняли, что уже началась вычитка, а нам дали возможность поприсутствовать.
Сайд-Магомед Хадукаев, взяв в руки микрофон, начал громко читать молитвы. Все слушали, прикрыв глаза. Я решила сделать то же самое. Через несколько минут почувствовала легкость и покой во всем теле, прекратилась бесконечная "словомешалка" в голове. Спать не хотелось, но и двигаться тоже. Это было похоже на состояние осмысленного покоя, близкое к медитации. Громкий голос целителя не мешал, а, скорее, помогал расслабиться. Едва он закончил читать, как молодая женщина начала громко всхлипывать, а потом зарыдала в голос, стала крутить головой и, кажется, была вне себя. На помощь ей поспешила сотрудница клиники, которая, взяв руки пациентки в свои, гладила ее по голове, плечам, успокаивала и поила водой. Вскоре рыдания прекратились. Вторая женщина была спокойна, но мы заметили на ее щеках следы слез. Получив консультацию, она тоже ушла.
Сайд-Магомед Хадукаев работает здесь с самого дня основания. Он окончил медресе имени Кунта Хаджи Кишиева в Грозном и юрфак при Академии госслужбы при президенте РФ.
К нам приезжают не только мусульмане, но и люди христианского вероисповедания, из Ростовской области, Краснодарского края, Ставрополья, Северной Осетии. Принимаем всех, плату не берем ни в форме пожертвований, ни благотворительности, говорит богослов. Главное требование к пациенту соблюдать каноны в одежде. Но ведь и по христианским правилам в церковь женщины должны заходить с покрытой головой, желательно в длинной юбке.
Кроме того, по правилам ислама, женщина не может находиться в комнате с мужчиной наедине. Поэтому второе условие чтобы пациентку сопровождал кто-то из родственников.
Хадукаев специализируется на снятии колдовства, сглаза, порчи и избавлении от связанных с ними нервных и психических расстройств. Подобно тому, как в христианском целительстве вселившихся в человека бесов изгоняют методом экзорцизма (с помощью молитв и обрядов), мусульманский лекарь изгоняет джинна специальными молитвами из Корана. Наличие порчи или сглаза, говорят здесь, налицо, если у человека начинается реакция на молитвы: он плачет, немеют руки, ноги, наблюдается сильное сердцебиение, одышка, тяжесть в теле, боль в животе, спине, голове. Мы поняли, что стали свидетелями снятия порчи у одной из пациенток и сглаза у другой. А молодой человек оказался здоров, парень просто приехал провериться.
Некоторым больным достаточно одного сеанса, другим предписывают приходить ежедневно. Совсем "тяжелых" отправляют к другим целителям, практикующим дополнительные вычитки Корана. Практикуют здесь и прочие народные методы, например, кровопускание. Лекарь делает небольшие надрезы на коже в определенных точках и вакуумом вытягивает "плохую" кровь. После этого кровотечение прекращается. Аналог подобного лечения гирудотерапия, эффективно применяемая практически "от всего". А недавно сюда приносили глухого ребенка как утверждают родители, после вычитки мальчик стал слышать.
В день через центр проходит от 100 до 200 человек, получающих консультации и лечение.
От греха подальше
Но не все, как выяснилось, под силу народному целителю.
Психические и нервные расстройства встречаются разные, в том числе по медицинским показаниям. Если необходимо вмешательство врачей, отправляем людей в поликлинику к невропатологу или психиатру, отмечает наш собеседник.
По его словам, влиянию нечистой силы подвержены люди, ведущие неправедный и нездоровый образ жизни, то есть грешники. Об этом сказано и в Библии, и в Коране. Поэтому всем обратившимся Сайд-Магомед рекомендует соблюдать религиозные каноны, не злоупотреблять спиртным, сигаретами, наркотиками, не прелюбодействовать.
Сами целители защищаются от нечисти специальными молитвами, читая их утром и вечером. Заветные заклинания, говорят здесь, доступны всем. Сайд-Магомед показал нам листки с напечатанными в русской транскрипции арабскими сурами. Знатоки языка пророка Мухаммеда, а их среди мусульман немало, читают эти заклинания в оригинале.
Мнение
Ольга Акстинас, психолог-психоаналитик:
Момент, при котором что-то изменилось, когда вдруг пришли силы, восстановился дух, боль ушла, называют по-разному: "благодать", "транс", "инсайт". Суть заключается в том, что человек уловил гармонию, ушли зажимы, внутренняя энергия потекла по-другому. И если это помогает замечательно.
Духовные практики эффективны и науке современной не противоречат. Человек заболевает, когда он слаб, когда он теряет энергию, свою целостность, застревает в переживании и не может выйти из болезни. И тогда духовное, психическое становится важнее физического.
Что делает молитва? Когда человек молится, он обращается к лучшему, меняет свои мысли. Он апеллирует к сущностному, а если в его сознании присутствует высшая инстанция, которой он доверяет, то человек может восстановить на бессознательном уровне свою целостность, то есть излечиться.
Порой мы сами выбираем свои болезни. Они свидетельство, приходящее от неосознанного конфликта. Мы говорим о некоем феномене, но нас же не удивляет, что есть системы самоочищения. Есть холотропное дыхание, когда с его помощью человек выходит на измененную форму сознания, и нарушенная система восстанавливается. Конечно, нам бы хотелось, чтобы люди пришли к дипломированным психоаналитикам, которые понимают, откуда пришел конфликт, умеют работать с бессознательным, заставляя личность расти, а организм работать на самовосстановление. Но если человек идет в храм, мечеть, к духовнику, церковь , считая, что душа там получает лечение значит, там ему достается больше любви. Это вопрос выбора.
Любая церковь принимает человека, говоря: верь, обращайся и проси, и тебе будет дано. Порой официальная медицина исчерпывает все свои возможности, например, при онкологических заболеваниях, когда процесс не удалось остановить. Врачи разводят руками, отказывая в повторных операциях, говоря: "Мы сделали все, что могли", и человек приходит от отчаяния к молитве. Есть случаи ( и их немало), когда эта последняя инстанция не подвела.
Большинство посетителей необычной клиники женщины.
Источник: Российская газета