ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Антицерковная публицистика и национальный консенсус

Ответ Владимиру Пастухову

Алексей Гладков :: 13 июля 2012

Написать ответ на антиклерикальную статью Владимира Пастухова Пусистерия меня заставило одно обстоятельство. Дело в том, что рассуждения этого примечательного автора довольно сильно отличаются от согласного хора представителей либеральной субкультуры и антиклерикальной богемы. Взгляды этих категорий публицистов на Церковь ранее были проанализированы Александром Щипковым в статье РПЦ перед угрозой секулярной реформации .

Ведь как обычно ведут себя означенные лица, комментируя процесс по делу Pussy Riot? Как правило, они рассуждают об одной из двух вещей. Либо о личной мстительности президента и его окружения (это дежурные ненавистники "режима"). Либо о запредельной "клерикализации" общества и государства – на том основании, что все больше родителей в школах выбирают факультативом ОПК, а РПЦ – подумать только – имеет наглость строить храмы в спальных районах (позиция профессиональных антиклерикальных групп вроде небезызвестного фонда "Здравомыслие"). Во втором случае Pussy получают статус не просто жертв, но инакомыслящих, борцов с упомянутой "клерикализацией". Что, впрочем, расходится с утверждениями самих Pussy утверждавших, что они своей акцией вовсе не имели в виду ничего антицерковного...

Так вот статья Владимира Пастухова кардинально отличается от всего выше перечисленного. Ее автор предпринимает попытку – и уже не в первый раз – ввести конфликт, связанный с Pussy, в некий политический и даже исторический контекст. Доказывая при этом, что сам по себе означенный конфликт свидетельствует о нелегитимности РПЦ, слившейся с государством в объятиях и потому ненастоящей, фальшивой, словом, не-церковью.

Тут, конечно, что ни слово, то большая проблема. Например, очевидно, что в периоды тотального огосударствления публичной сферы, жертвой становилась не только церковь, но и все общество. Например, интеллигенция (а ранее национальная элита – дворянство). Тем не менее, церковь сознательно выдергивается из этого ряда и назначается козлом отпущения.

Хотя сознательно путать друг с другом агрессора и жертву – прием, мягко говоря, не самый чистоплотный (государство угнетало Церковь, а не наоборот). Очевидно и то, что после синодального и советского периодов Церковь ведет вполне автономное существование, и отнюдь не находится "на подхвате" ни у какой идеологии. Достаточно поиграть кнопками на пульте переключения ТВ-каналов, и сразу станет ясно, чья идеология и эстетика ближе сегодняшнему истеблишменту – православных или Pussy. И кому сегодня больше подходит статус инакомыслящего.

Но Пастухов этого упорно не замечает. Как сказал по сходному поводу один очень известный философ, если факты противоречат моей теории, тем хуже для фактов.

Перед автором "Пусистерии" стоит весьма конкретная и задача: дать антицерковную версию самой церковной истории и религиозно-политической ситуации в стране. Это уже было сделано им, хотя и с несколько более сложной аргументацией – например, в статье "На пути к расколу". Тогда, не называя автора прямо, но имея его в виду, я написал статью О ложной медиаистории церкви , разобрав на примере его материала основные методы информационной борьбы, которые он использовал.

Сейчас Пастухов повторяется и, конечно, делает это обдуманно. Любая концепция для надежного усвоения ее широкой публикой должна регулярно повторяться. "Капля камень точит".

Забавно при этом лишь то, что на этот раз пастуховские идеи обрели отчетливый фрейдистский оттенок. Признавая, что православные оскорблены – именно православные, а не просто "патриархия", – автор интерпретирует этот факт (а на деле общественно-правовую коллизию: тут, вопреки мнению обвинения о "хулиганстве", чистейшая ст. 282 УК РФ) как некий коллективный аффект.

На этом этапе в ход идут довольно "сильные" выражения вроде "Россия задохнулась от гнева и стыда одновременно"... "с такой одержимостью обычно пытаются заглушить голос совести"...

По существу вместо аргументов использован элементарный прием эмоциональной манипуляции, к которой прибегают опытные поп-психологи вроде доктора Курпатова: "Вас огорчают мои вопросы? Это признак заболевания, голубчик".

Но это ладно. Самое интересное заключается в том, что доктор Пастухов до некоторой степени прав. Антицерковная кампания действительно угодила в нервные узлы общественного сознания.

Но есть два "но". Во-первых, именно ВСЯ кампания. Начиная с письменного доноса академиков-атеистов в 2007 году и выставки "Осторожно, религия!" и заканчивая антицерковной избирательной кампанией Михаила Прохорова, борьбой со строительством модульных храмов в Москве и лишь потом – акцией Pussy Riot. Что было вначале, что в конце? Это существенно. Вырывание фактов из контекста, конечно, говорит не в пользу аналитика.

Во-вторых, и в главных. Общество травмировано отнюдь не всеобщим чувством вины, как полагает Пастухов ("стремление народа к правде и неспособность жить по правде" – Солженицын навыворот?). Ну, какая, в самом деле, может быть вина, если большая часть населения надежно отгорожена от разного рода распилов, куршевелей и взяткоемких должностей?

Нет, общество остро переживает вовсе не национальную вину, а национальное унижение. Утерю исторической субъектности. Дело в том, что общество и Церковь вместе пережили многовековую трагедию. Все это время власть методично мешала формированию нации на основе христианской этики – тому процессу, который благополучно прошел в Европе . Раз за разом население страны лишалось только что обретенной идентичости: сперва неовизантийской, затем имперской и наконец советской. Примечательно, что начался этот процесс именно с церковного Раскола. Если он в конце концов закончится, то опять-таки на "территории Церкви".

И обществу, и церкви сегодня как воздух нужен национальный консенсус. Правящему слою он не нужен. При этом церковь, как ни крути, единственный аутентичный институт, который выжил и сохранил себя в российской истории. Остальные наскоро возводились и рушились при каждом новом режиме. К тому же сегодня православие отвечает позиции российского большинства, соединяя в себе идею социальной справедливости и традиционные нравственные ценности.

Именно растущая социальная роль церкви на деле пугает антиклериквальных идеологов. В ответ на это они говорят об узурпации Церковью на духовной сферы народа ("РПЦ как "естественная монополия"). Но не понимают главного: растущее влияние православия – это не результат конфессиональных привилегий, а преддверие социально-политического консенсуса. Смешно описывать Церковь в категориях "сервильного" (действительно сервильного) XIX века. Смешно и бессмысленно.

Но психологически это объяснимо. Антицерковная публицистика ставит перед собой чисто охранительные цели: не допустить национального консенсуса на базе православных ценностей (именно ценностей, а не Закона Божьего и поголовного воцерковления, как воображают наши критики).

Владимир Пастухов, как и другие антицерковные авторы, стремится таким образом перевести православных верующих в ранг инакомыслящих. Но делает это чуть лучше других. Тогда как битье в бубен и пляски уличных защитников Pussy играют роль рекламных растяжек.

Ну что ж, не впервые...

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама