Непригодность Николая II к выполнению функций монарха явилась признанным фактором того кризисного положения, в котором оказалась российская государственность в начале двадцатого столетия. Это было уже вполне очевидно современникам задолго до факта крушения монархии. Это сегодня иные авторы пишут о Николае II как о православном государе. Современники воспринимали его совершенно иначе. "Либеральствующий интеллигент на престоле", так оценивали Николая II многие консерваторы.
Двадцать три года находился этот человек у власти. Времени было предостаточно для решения самых амбициозных задач. И какие из них были решены? Из самой динамично развивающейся и социально успокоенной страны Европы Российская империя превратилась в форпост мировой революции. "Ходынская катастрофа" и "кровавое воскресенье" стали роковыми для Николая II моментами, подрывающими основы царского образа в народе. Казалось бы, царь тяготел к православной традиции. Одно время его даже посещала мысль оставить царский престол и стать патриархом. Но православие Николая II не имело глубоких мировоззренческих оснований. Его религиозность являлась в большей степени склонностью к суевериям. Этим объясняется влияние на царя западных эзотериков типа Филиппа Вашода и Папюса, ну и, разумеется, наших "прорицателей", среди которых самая темная фигура Григорий Распутин.
Волевых решений последний государь избегал. Проблемы посредством их игнорирования не снимались. Демонстрируя слабость, Николай II не просто лишал себя политического будущего, но подрывал теократическую природу русской монархии. Десакрализация монаршей власти в России предполагала ее близкую гибель. Как секулярный институт по подобию монархий Европы она существовать не могла. Идея самодержавия была религиозной. Но сам Николай II уже не мыслил в категориях религиозного понимания самодержавной власти. Запись его в анкете переписи 1897 г. "хозяин земли Русской" говорит о достаточно упрощенном, даже примитивном, вотчинном, но не теократическом рассмотрении монаршего призвания. Фактически же самодержавная модель была ликвидирована еще на первом этапе николаевского правления. Разрушенной де-факто оказалась прежняя идеология режима. Государственная власть вообще не имела четкого идеологического позиционирования.
В оппозиционной печати была предпринята массированная кампания высмеивания Николая II . Через развенчание образа императора реализовывалась задача лишить его легитимных оснований в массовом восприятии. Была создана серия фельетонов, в которых высмеивался жестокий и глупый монарх царь Горох, царь Берендей, царь Додон. То, что подразумевался действующий российский самодержец, было достаточно очевидно. Художник Иван Билибин изобразил осла со всеми регалиями императорской власти. Выполненный по канонам монарших портретов билибинский рисунок получил широкую известность. Современным анекдотам про "Вовочку" предшествовали такие же анекдоты про "Коленьку". А между тем, присягали на верность именно императору, чья делигитимизация означала подрыв самой идеи государственного служения.
В своих воззрениях на международные отношения Николай II был утопистом. Модель российской внешней политики, по меньшей мере, на начальном этапе его царствования выстраивалась вокруг императива пацифизма. Эта позиция отразилась в эпатировавшем весь мир российском меморандуме о всеобщем разоружении. Исключительно усилиями российской дипломатии была инициирована и проведена Гаагская мирная конференция. Аналоги возникают с дипломатическим курсом политики "нового мышления" Горбачева. Крушение николаевской пацифистской утопии показательно. Сначала Русско-японская, а затем и Первая мировая война, с небывалыми для конфликтов прошлого человеческими жертвами, дезавуировали значение российского антивоенного меморандума.
Царь, согласно сведениям мемуаристов, сильно переживал неудачи, много молился. "Государь молится и плачет, реагировал идеолог монархической государственности Лев Тихомиров на рассказы о меланхолии императора после "кровавого воскресенья". Бедный!.. Жалко его, а Россию еще жальче". И действительно, по-человечески жаль расстрелянного царя. Но Россию "еще жальче..."
Источник: Культура