ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Как миссионерство сочетается с веротерпимостью?

Протоиерей Игорь Гагарин :: 16 июля 2012

Может ли искренне и горячо верующий человек смириться с тем, что кто-то верит иначе, чем он? При этом не менее искренне и горячо, но – иначе. Не является ли веротерпимость проявлением недопустимого равнодушия, а может быть, даже и вероотступничества? Размышляет протоиерей Игорь ГАГАРИН.

Зачем дружить с мусульманином?

У меня есть друг мусульманин. Очень хороший человек. Хочу ли я, чтобы он оставил ислам и крестился? Что лицемерить! Конечно, хочу! Ему, однако, об этом не говорю. Надеюсь, и этих строк он не прочитает. Знаю, что вести с ним прозелитические беседы бесполезно и даже рискованно. Любая моя попытка обидит его и оттолкнет от меня. Обращения, скорее всего, не произойдет, а вот дружбе придет конец. Может быть, и пускай?! Нужен мне такой друг! Неужели надо дорожить дружбой больше, чем возможностью его спасения?!

Сейчас нам часто повторяют, что Россия – многоконфессиональная страна. Можно подумать, есть какие-то одноконфессиональные. Весь мир состоит из стран, где бок о бок живут представители разных религий. Кого-то больше, кого-то меньше, какая-то религия исповедается большинством, но все же не все поголовно – единоверцы. И надо как-то уживаться. Иногда это получается очень плохо. История знает множество примеров кровавых религиозных войн. Слава Богу, так бывает не всегда.

Как же выстраивать отношения с иноверцами? Существуют разные способы. Первый: "Ваша вера плохая, а наша – хорошая. У нас – истина, у вас – ложь. Мы спасаемся, вы же будете гореть в аду". Разумеется, я немножко утрирую. Говорится все обычно гораздо мягче и дипломатичнее, но смысл такой. Вроде бы честно, хоть и грубо. Результатом же такого подхода будут конфликты на религиозной почве, порой очень жестокие и кровавые.

Второй: "Любая вера хороша. Бог один, и все равно, как его называть и как ему поклоняться. Главное – искренность". Позиция очень симпатичная, удобная, очень мирная, совершенно безопасная. Один недостаток: это неправда! Нет, не все равно, как верить! И не любой "путь ко спасению" приводит ко спасению.

Не навреди!

Что же делать, чтобы и не навредить добрым взаимоотношениям, которыми, я уверен, стоит дорожить в любом сообществе, начиная с самой маленькой семьи и кончая всем земным шаром, и все же не погрешить против истины?

Иногда для начала стоит выяснить не то, что надо делать, а то, чего не надо делать или, лучше сказать, чего нельзя делать.

Нельзя никого обижать и нельзя никого оскорблять! А из всех обид и оскорблений для верующего особенно болезненны те, которые касаются веры. Для верующего любой религии, если он действительно верующий, вера – самое дорогое, самое высокое и прекрасное. Высказать какое бы то ни было неуважение к тому, что почитается им как святыня, – ударить в самое сердце. Для нас-то, конечно, никакая это не святыня, но что из этого. У нас и чья-то чужая мать может не вызывать никакого уважения, но разве скажет любой нормальный человек об этом ее сыну! В некоторых современных миссионерских статьях и книгах об иной религии пишется с иронией или даже с сарказмом. Православный, читая такую статью, часто с удовольствием потирает руки: "Хорошо он их разделал!" А сами "заблудшие"? Они прекращают чтение, столкнувшись с первым проявлением неуважения к их вере. Выходит, для самих себя пишем.

Образцом нашим в миссионерском деле всегда будут апостолы. Давайте посмотрим, как и кому они проповедовали. Проповедовали они прежде всего своим собратьям-иудеям. В этой ситуации не приходилось ничего отрицать из веры отцов, не было необходимости от чего-то отрекаться. Иудей, принимавший Христа, не переставал быть иудеем, он молился в том же храме, соблюдал все установления закона. Только теперь в его жизнь входил Христос и становился главной ценностью, смыслом и светом его жизни. Словом, в проповеди апостолов не было ничего такого, что могло бы оскорбить религиозные чувства тех, к кому они обращались.

К язычникам апостолы шли обычно тогда, когда "свои" не принимали и гнали их. И проповедовали не всем, а только тем, кто хотел их слушать, кто жаждал узнать истину. Первые обращенные язычники, Корнилий Сотник, эфиопский евнух, были из тех, кто "алкал и жаждал правды" и не находил ее в той вере, в которой был рожден. Апостола Павла в Ареопаге пригласили выступить сами афиняне, которые, как

сказано в книги Деяний, "ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое" (Деян. 17: 21). И хотя, придя в Афины, Павел "возмутился духом" при виде множества идолов, говорить афинянам о своем возмущении он не стал, а, напротив, похвалил их: "Афиняне, по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны..." (Деян.17: 22). И только после этого, никого не обижая, стал рассказывать им о Христе, о воскресении из мертвых и вечной жизни. Нигде не читаем мы, чтобы апостолы обращались к тем, кто не желал их слушать и, уж конечно, тем более не хулили их веру. Между тем в посланиях апостола Павла говорится о необходимости поддерживать добрые отношения со всеми людьми, в том числе и с "внешними".

Чего нельзя опровергнуть

Первые христианские общины вызывали подозрение и неприязнь у окружающих. Оно и понятно: богов не почитают, поклоняются Распятому, собираются тайно... Но, познакомившись с ними поближе, многие уже не могли устоять перед той любовью, которая была у христиан и которой невозможно было увидеть ни у кого другого. Первые поколения христиан, мне кажется, гораздо серьезнее, чем мы, относились к словам Спасителя: "По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою" (Ин. 13: 35). Эта любовь, переливающаяся через край, привлекала к христианам лучше всяких слов.

Приведу отрывок из жития преподобного Макария Великого: "Однажды преподобный Макарий пошел из скита к Нитрийской горе с одним из своих учеников. Когда они уже приближались к горе, преподобный сказал своему ученику:

– Пойди немного впереди меня.

Ученик пошел впереди преподобного и встретил языческого жреца, поспешно идущего ему навстречу и несшего большое бревно. Увидав его, инок закричал:

– Слышишь ли, слышишь ли ты, демон! Куда ты идешь?

Жрец остановился и сильно побил инока, так, что он едва остался жив. Схватив затем брошенное было бревно, жрец убежал. Спустя немного ему встретился преподобный Макарий, который сказал ему:

– Спасайся, трудолюбец, спасайся.

Удивленный такими словами преподобного, жрец остановился и спросил его:

– Что хорошего ты усмотрел во мне, что приветствуешь меня такими словами?

– Я вижу, что ты трудишься, – отвечал преподобный.

Тогда жрец сказал:

– Умилился я, отче, от твоих слов, ибо я вижу чрез это, что ты человек Божий. Вот пред тобою встретился со мной другой инок, который бранил меня, и я исколотил его до смерти.

И с этими словами жрец припал к ногам преподобного, обнимая их и говоря: "Не оставлю я тебя, отче, до тех пор, пока ты не обратишь меня в христианство и не сделаешь иноком".

И он пошел вместе со святым Макарием. Пройдя немного, они подошли к тому месту, где лежал избитый жрецом инок, и нашли его едва живым. Взяв его, они принесли его в церковь, находящуюся на Нитрийской горе. Проживающие там отцы, увидя вместе с преподобным Макарием языческого жреца, весьма изумились. Потом, окрестив его, они сделали его иноком, и ради него множество язычников обратилось в христианство. Авва же Макарий дал по сему случаю такое наставление:

– Злое слово, – говорил он, – и добрых делает злыми, доброе же слово и злых соделывает добрыми".

В каком-то из Патериков я читал рассказ о том, как христианин пришел наниматься на работу к мусульманам. Те сначала отказывались его брать: "Знаем мы вас, христиан! Начнешь тут нам проповедовать свою веру! Зачем нам это нужно?" Тот пообещал, что, пока будет работать у них, не произнесет ни единого слова о Христе. Поверили. Взяли. Обещание работник сдержал, но через год вся семья крестилась.

Нужно проповедовать Евангелие среди мусульман, иудеев, буддистов и атеистов! Но сейчас надо не столько рассказывать о Христе, сколько показывать, являть Свет Христов в делах, в жизни. Главной заповедью православного миссионера мне видятся следующие слова Спасителя: "Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного" (Мф. 5: 16). И к этому можно добавить красноречивые слова святителя Григория Паламы: "Словеса опровергаются словесами, но чем можно опровергнуть жизнь!"

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама