Наши люди безбожно путают кодексы и уставы. Закон им не писан, а чтение моралей не производит должного впечатления. Заповеди Христовы забыты. Деловая этика не прижилась. Псевдодемократия кончилась, не оправдав надежд, которые на нее возлагались. Духовные ценности новой эпохи уже объявлены. Они требуют кодификации и всяческого насаждения.
Не успела церковь выдвинуть «Свод нравственных принципов и правил хозяйствования» (десять заповедей «хозяйствования»), как предприниматели наперебой стали вспоминать и сочинять заново собственные своды и уставы рекомендуемых принципов бизнес-этики. Свои заповеди огласили Московская международная бизнес-ассоциация, Российский союз промышленников и предпринимателей и даже правительство РФ, выдумав наконец кодекс поведения чиновника.
Не первый год элита России обсуждает свой кодекс корпоративного поведения. Публикуются результаты опросов, по которым большинство респондентов (предпринимателей, менеджеров) считает, что развитие корпоративной культуры повышает инвестиционную привлекательность страны. Социологи говорят о том, что если во всем мире корпоративные кодексы являются общепринятой рекомендацией, то в нашей традиции всякие своды рекомендаций следует воспринимать как моральный закон. Впрочем, состояние нашей законности никогда не внушало особых надежд ни обывателю, ни государственным мужам, ни тем более бизнесменам — от сидящего в тюрьме олигарха до последнего лавочника, которого старательно обирает милиция.
Вся надежда возрождающейся российской элиты — на духовность и созданные по лучшим отечественным образцам стандарты корпоративного управления.
Религиозность, традиционность, соборность подошли совсем близко к нашему бизнесу. Корпорация — это тоже община, монастырь, где офис как обитель, а всякий сотрудник проходит послушание у начальства. У наших монастырей есть чему поучиться. Какая уникальная дисциплина царит в обителях родной церкви! Какое редкое единение общественности с государством демонстрирует церковное руководство!
Нужно и давно пора привести наши корпоративные уставы в соответствие с уставами монастырскими, а патриотичность российских фирм следует оценивать исключительно в категориях православия, самодержавия и народности. Свой вариант типового устава процветающей российской компании мы выборочно цитируем ниже.
Устав для корпоративных нужд
Общая часть — государство и корпорация
Всякая компания внутри страны обязана дарить яйца властям предержащим, а во внешнеэкономической деятельности — беречь свои «челси» как символ девственной незаинтересованности в делах Российского государства.
Политические дела бизнеса неблаговидны и могут быть исключительно уголовными. Другое дело, когда бизнес спонсирует авторитетные общественные организации, например церковь или ассоциацию ветеранов спецслужб.
Всякая благотворительность свидетельствует о наличии лишних денег. Все лишние деньги российских компаний должны поступать в ведение церкви и государственных благотворительных органов.
Никто не должен получать больше, чем президент. Должна же быть высшая мера социальной справедливости!
Во всяком межкорпоративном конфликте ищи и угадывай волю высшего руководства. Песенка «про купца с «калашниковым» уже спета.
Девственность информационного пространства священна. Негоже пиарить собственные принципы корпоративного управления. Со своим уставом в чужую компанию не лезь, тем более если на то не было высочайшего намека.
Прозрачность любой компании призрачна, самая прозрачная компания — уже призрак. Надо знать меру в корпоративном покаянии. Смирение корпорации должно быть безмерно. Корпоративный дух только крепчает от ежедневных проверок со стороны органов власти.
Абсолютной духовной ценностью, высшим интеллектуальным удовольствием на земле является только власть, обязанная приумножаться сама для себя. Прибыль не может быть самоценна, не должно извлекать ее ради самой прибыли. Только сияние власти — как высшей ценности — наполняет остатки прибыли жизненным смыслом.
Цель любого бизнеса — не получение прибыли, а демонстрация своей социальной ответственности, своего служения обществу и государственной власти.
Главная социальная задача бизнеса состоит в воспитании трудящихся, в пробуждении патриотизма и развитии дисциплинарных инстинктов.
Особая часть — кодекс корпоративного послушания
Начальник должен хорошо знать устав компании, нужды своего отдела, иметь полное и исчерпывающее представление о своих сотрудниках, узнавать их в лицо и обязательно называть по имени.
Начальник должен заботиться о своих подчиненных, на нем лежат высокая обязанность по поддержанию строгой дисциплины и корпоративного духа, забота о старании и духовном развитии сотрудников, наблюдение за их внешним видом и поведением во время корпоративных мероприятий.
Начальник, воспитывая волю своих подчиненных, насаждая в них смирение, строго проверяет их отчетность и в случае необходимости по-отечески делает замечания в целях вразумления и исправления, добиваясь деятельного раскаяния в ошибках и покаяния в прегрешениях против еженедельной отчетности.
Несанкционированное распространение информации о компании должно быть исключено. Телефонные переговоры, телеграфные сообщения, а также переписка сотрудников по e-mail никоим образом не могут быть сокрыты от глаз начальника. Он может требовать полного отчета о производственной корреспонденции и, если она не представляет ни надобности, ни пользы, вправе ее прекратить.
Современный клерк — продукт псевдодемократической эпохи. В Бога он не верит, совести у него нет, начальства он не боится. Поэтому менеджер по персоналу обязан внушать сотрудникам, что все их разговоры прослушиваются, а вне офиса за ними следят тысячи глаз.
Воистину уборщик офиса (оператор профессиональной уборки) не вправе отвечать на телефонные звонки, вести корпоративную корреспонденцию и выступать от имени компании.*
Менеджер по персоналу представляет начальнику ежедневный отчет о поведении и разговорах сотрудников. Сотрудники, являющиеся источником праздных разговоров и сплетен, считаются неблагонадежными и подлежат воспитательному воздействию, вплоть до полного увольнения.**
Всякий менеджер по персоналу обязан знать действующую Доктрину информационной безопасности РФ наизусть.***
В обязанности менеджера по персоналу входит надзор за нравственным обликом и поведением сотрудников. Он обязан следить, чтобы во время работы и проведения корпоративных мероприятий сотрудники были трезвы, опрятны и избегали всяческого бесчинства.****
Менеджер по персоналу имеет право на свободный вход в кабинеты сотрудников и беспрепятственный выход из них во всякое время. Он следит, чтобы сотрудники не проводили время в праздности, соблюдали чистоту и порядок, а в свободные часы вместо компьютерных игр и потребления пива учили свою должностную инструкцию и занимались анализом производственной деятельности.
Ни офис-менеджер, ни другие сотрудники не должны допускать непристойных шуток, громкого смеха, ссор, празднословия и шума во время работы.
Всем сотрудникам категорически запрещается называть офис-менеджера секретаршей.
Должность менеджера по пиару требует человека одухотворенного и интеллектуально развитого, способного производить информационное планирование, сообразуясь с уровнем образованности и нравственным состоянием соответствующих редакторов, журналистов и директоров информационных агентств. Пиар-менеджер не должен заниматься саморекламой за счет фирмы. Его обязанность — выдумка и техническое обеспечение информационных поводов, желательно не слишком опасных для руководства. Связи с общественностью не должны заходить далее политически допустимых.
Новые сотрудники фирмы обязательно проходят шоковое собеседование, переходящее в стрессовый испытательный срок. Менеджер по персоналу обязан строго следить, чтобы другие сотрудники, выполняя требования устава, все же избегали поливания испытуемых горячим чаем и других неоправданных оскорблений действием.
Корпоративную лояльность следует всячески подчеркивать демонстративным отвержением собственной воли и подчинением собственного разумения воле начальника. Если начальник говорит, что тут и думать не надо, то даже сама мысль о необходимости размышления не должна приходить в голову добродетельному сотруднику.
Нельзя ругать начальника своего. О непопулярных распоряжениях не следует говорить с упоминанием конкретных имен и фамилий. Истинно конструктивная критика в интересах корпорации должна быть политкорректна. Она никогда не переходит на личности. Следует говорить коротко и безлично: запретили, лишили, оштрафовали, уволили и т.д. Корпорация — превыше всего. Начальник — это всегда символ. В крайнем случае можно по имени-отчеству поругать заместителя и его ближайшее окружение.
Ведение рейтинга лояльности сотрудников представляется обязательным. В качестве мер повышения резко упавших показателей корпоративной лояльности лучше всего подходят ночные дежурства по офису и многократное чтение вслух собственных должностных инструкций.
К сотрудникам, чья корпоративная репутация оставляет желать лучшего, негласно применяются косвенные меры воспитательного воздействия. Им делаются внушения по пустякам, и каждое «лыко бывает в строку».*****
Одежда сотрудников должна быть чистой и простой, желательно строгих цветов. Джинсы, свитерки, мини-юбки, вечерние платья, домашние тапочки и другие излишества категорически запрещаются. Приветствуется единообразие стиля.
В зависимости от миссии и сферы деятельности компании на общем собрании акционеров разрабатываются и утверждаются не только единые стилистические требования к одежде и обуви сотрудников, но также общие стандарты походки и выражения лиц. Тренинги по отработке корпоративных стандартов поведения проводятся в свободное от работы время.
Приложение — из устава N-ского монастыря
«Послушание состоит в постоянном добровольном смиренном подчинении себя воле другого с решительным отвержением собственной воли и собственного разумения. Истинный послушник выполняет послушание именно так, как ему указано, ничего не опуская и не прибавляя.
Настоятель в монастыре обязан иметь попечение о благоустройстве братии и обители. На обязанности настоятеля лежит всемерное поддержание в монастыре строгой дисциплины и образцового порядка. В своих заботах о душах братии настоятель при помощи духовника следит, чтобы вся братия возможно чаще очищала совесть покаянием.
Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотой и времяпрепровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободное время упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве.
В целях охранения нравственности братии благочинный должен заботиться о том, чтобы братия не принимала у себя в келиях посторонних лиц, а также лиц женского пола. Благочинному необходимо ежедневно записывать в книгу, как братией проведен день, т.е. все ли были на положенных службах, своевременно ли на них приходили, все ли были за общей трапезой, не было ли уклонений или отступлений от правил иноческой жизни. Эту книгу с дневной записью благочинный ежедневно представляет настоятелю, который в той же книге против донесений отмечает соответствующие делу распоряжения.
Новопоступающий проходит испытание в течение трех лет… Срок испытания может быть сокращен в зависимости от благонравия и моральной устойчивости. Испытуемый помещается в особом помещении и проходит испытательное житие под руководством благочестивого старца-наставника.
Новоначальный прежде всего внимательно изучает устав, чтобы при первых же шагах не нарушать заведенные в монастыре порядок и дисциплину. Новоначальный должен всемерно стараться, оставляя светские привычки, проникаться духом монастырской жизни, помня наставления св. Василия Великого: «Походку иметь скромную, мало говорить, не быть скорым на смех».
В качестве исправительных мер могут быть употреблены удаление от общей братской трапезы на один или несколько дней, перевод с послушания более ответственного и почетного на менее ответственные и почетные, а также поставление на поклоны.
В случае смерти какого-либо брата монастыря все его имущество по описи, составленной казначеем, экономом и благочинным, передается на склад и является общим монастырским имуществом».
* В одной компании должностная инструкция уборщицы (оператора профессиональной уборки) написана на четырех страницах. В пункте 4 («Ответственность») инструкции сказано: «Оператор несет ответственность за отсутствие форменной одежды и значка…»
** Известно, что начальство некоторых компаний не одобряет служебные романы персонала. В других, наоборот, поощряет, но только в стенах офиса.
*** На рабочем столе одного менеджера по персоналу можно было увидеть следующие брошюры: сборник тостов, игры за-стольные, поводы выпить, лучшие анекдоты, отборные афоризмы, ежедневный сонник, психологические тесты, тюремную энциклопедию, справочник о проститутках Москвы…
**** В давние времена роль менеджера по персоналу в монастырях выполнял игумен. В одном монастырском уставе было сказано: «На праздник монахам разрешается выпить две красовули вина». Размер «красовули» не был указан. Монахи считали, что это кулак игумена…
***** Известен случай, когда после корпоративного ужина партнер уехал с проломленной головой на «скорой». Члены корпорации (без охраны) разобрались с нарушителем заповедей корпорации.
P.S.
Не рой другому…
Похоже, корпоративная культура прочно вошла в наш обиход. Не так давно решили создать свою корпорацию и менеджеры похоронных предприятий России. Вероятно, у них тоже будут свой кодекс чести и свои заповеди.
Корпорация руководителей похоронных предприятий (КРПП) представляет собой новый тип общественной организации.
Корпорация создается для практического решения конкретных вопросов как похоронной отрасли в целом, так и каждого ее члена в отдельности. По положению в корпорацию входят исключительно руководители похоронных предприятий, а это значит, что корпорация представляет собой элитный клуб, место формальных и неформальных встреч. КРПП в отличие от предыдущих общественных объединений (МАПО, АРПОР) является клубом равных, где нет «генералов» и «солдат», где мобильный аппарат создается для обслуживания членов корпорации, а не наоборот. Объединившись в рамках единой структуры, опираясь друг на друга и поддерживая друг друга, можно гораздо эффективнее решать существующие проблемы.
Создавая корпорацию, исходили из того, что это общественное объединение должно приносить реальную пользу ее членам, а не быть ширмой для вытягивания денег под прикрытием красивой словесной шелухи. В этой связи уже сейчас, на этапе становления корпорации, будут решаться следующие задачи:
• создание различного рода банков данных, где члены КРПП будут иметь возможность находить для себя необходимую информацию;
• организация встреч руководителей похоронных предприятий в различных регионах страны для установления деловых контактов и обмена опытом практической деятельности;
• создание необходимой базы для оперативной юридической, правовой и организационной помощи;
• формирование пакета предложений по улучшению действующего законодательства на федеральном и региональном уровнях и лоббирование этих предложений через соответствующие структуры власти;
• образование фонда развития похоронных предприятий для финансирования конкретных проектов;
• оперативная защита законных прав и интересов членов корпорации;
• разработка перспективных проектов для совместной реализации членами корпорации.
Надеемся, среди заповедей КРПП будет одна из первых «Не рой яму другому.
«Новая Газета», 10 июня 2004 г.