ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Крещение княгини Ольги, или Как византийцы относились к русским

"Святая Ольга получила 200 монет, ее племянник – 20, сумма даров для священника Григория и других членов свиты в основном не изменилась"

Андрей Зайцев :: 23 июля 2012

Однажды к византийскому императору Роману приехала княгиня из далекой варварской страны. Женщина эта была так умна и красива, что царь влюбился в нее и предложил руку и сердце. Княгиня Ольга не отказала императору, но сказала, что сперва хочет креститься. Она просит императора стать ее крестным отцом, и лишь затем сыграть свадьбу. Царь на все дал согласие и повторил предложение после крещения Ольги, но та отказала Роману, сказав, что по христианским законам они теперь находятся в духовном родстве, а родственники не должны вступать в брак. Роман признал свое поражение и с изумлением воскликнул: "Переклюкала (перехитрила) ты меня, Ольга". Эта история, помещена в Повести Временных Лет под 955 годом.

В реальности, отношение русских и византийцев не были безоблачными. Греки считали себя прямыми наследниками римлян, называли себя "ромеями", а на все остальные народы, даже принявшие православие, смотрели свысока и считали их варварами. В свою очередь правители Киевской Руси тоже не церемонились с Византией: совершали успешные военные походы, вешали щит на вратах Царьграда. От этих времен осталось чудесное описание руссов, сохранившееся в житии Георгия Амастридского: "Было нашествие варваров Рос, народа, как знают все, крайне жестокого ... Звероподобные по поведению, бесчеловечные по делам, самим видом обнаруживающие убийство, ничему другому, что свойственно людям, не радующиеся, кроме смертоубийства, это поистине губительное и по делам и по имени племя".

К IX веку относятся и схожие описания патриарха Фотия, говорившего о том, что некогда дикий народ принял крещение (речь шла об отдельных крещеных наших предках, служивших в войсках Византии в качестве наемников или торговавших с ней). В этих описаниях легко заметить страх их авторов перед воинственными варварами и желание наладить с ними отношения. Ко времени правления княгини Ольги в середине X века эта задача была в основном решена. По двум договорам 911 и 944 года русские послы, купцы и воины имели определенные привилегии. Русских солдат охотно брали наемниками для охраны империи, но все эти сближения имели весьма ограниченный характер, что проявилась в истории двух посольств княгини Ольги к византийскому императору.

В течение 8-9 лет с 946 по 954 год святая Ольга дважды посещала Константинополь, желая улучшить отношения с Византией. Она преследовала две цели – породниться с одной из самых известных императорских династий и креститься в Царьграде в присутствии императора и патриарха, Ольга хотела добиться особого положения для создаваемой Русской Церкви и договориться о династическом браке между ее сыном Святославом и дочерью византийского императора. Если бы миссия равноапостольной Ольги увенчалась успехом, то крещение Руси могло бы произойти за несколько десятилетий до 988 года. К сожалению, замыслам Ольги не суждено было сбыться.

Первый раз киевская княгиня посещает Константинополь летом – осенью 946 года. Княгиню Ольгу дважды встречали во дворце. В первый раз это произошло 9 сентября, тогда правительнице Киевской Руси было подарено 50 милиарисиев в золотой чаше с украшениями, ее племяннику 30 монет, остальные сопровождающие получили меньше: каждый в строгом соответствии со своим рангом, так священник Григорий приехавший с княгиней – 8 монет. В окружении Ольги к этому времени было не мало христиан. Скорее всего, он был клириком первой киевской церкви в честь Ильи Пророка. Как пишет известный византинист Геннадий Литаврин, императорские приемы в Византии были строго разработанной церемонией с продуманной системой "жестов" и условностей, частью которой были, в том числе подарки императора иностранным правителям и их свите. Следующий прием состоялся 18 октября. Он был скромнее: святая Ольга получила 200 монет, ее племянник – 20, сумма даров для священника Григория и других членов свиты в основном не изменилась. Значительное уменьшение дара для княгини и ее племянника было связано с тупиком, в который зашли переговоры. Не достигнув ни одной цели, киевская княгиня раздосадованная отправилась домой. Затея княгини потерпела поражение: ее суда в ожидании приема со стороны васивлеса долго стояли на Босфоре, а переговоры кончились неудачей.

Второй раз она посетила Византию в 954 году. Пришедший на смену императору Роману Константин VII хотя и думал, что Роман слишком уж заигрывал с иноплеменниками и варварами, к которым он относил даже крещеных болгар. Однако Византии была нужна военная помощь русских, и вероятно святая Ольга вновь прибыла в Константинополь по личному приглашению царя. В этот визит киевская княгиня принимает крещение с именем Елена, но церемония проходит скромно, а идею династического брака и вовсе приходится отложить. Греки потребовали крещения ее сына Святослава, но последний отказался это сделать, полагая, что дружина будет над ним смеяться.

Впрочем, святая равноапостольная Ольга смогла достойно ответить византийскому императору. Вскоре посланники васивлеса отправились на Русь с требованием даров, но киевская княгиня довольно долго игнорировала греков. В ответ на вопрос о подарках правительница ответила, что отдаст обещанное лишь тогда, когда византийские послы проведут под Киевом столько же времени, сколько она провела в 946 году на Босфоре, ожидая приема.

Этот ответ святой Ольги связан с особенностями пути "из варяг в греки" в Х веке. Русские послы, купцы и воины плавали в Византию на судах целыми караванами. Навигация начиналась в мае-июне, путь до Константинополя занимал в среднем 30 дней из Киева и почти в 2 раза больше из северных городов Руси. Обычно русские появлялись в Византии не раньше июля, и должны были уплыть не позднее октября. Заставив Ольгу прождать под стенами Царьграда как минимум до 18 октября император, обрек княгиню и ее спутников на опаснейший обратный путь: суда русских должны были в буквальном смысле опережать время, чтобы не зимовать в пути. Поставив греческих посланников в сходные условия, княгиня дала им в полной мере насладиться плаваньем по морю в экстремальных условиях.

Отметим, что унижения матери не забыл и киевский князь Святослав Игоревич, воевавший с Византией в 970-971 году. Хотя причиной конфликта стали отношения между Русью, Болгарией и Византией, история крещения родительницы не улучшило мнение о греках в глазах молодого князя. Сама же святая Ольга скончалась незадолго до этих событий в 969 году.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама