Любое религиозного воспитания в общеобразовательных школах недопустимо, даже в виде факультативов. Парадоксально, но здесь наша позиция совпадает с мнением атеистов. Необходимо прививать детям толерантность, а не стараться перетянуть одеяло на себя.
Если мы хотим иметь светское государство, то светским оно и должно оставаться. Но уже сегодня мы видим перекосы. Во-первых, у нас совершенно разные условия преподавания, во-вторых, нужно понимать наш российский менталитет.
Факультатив для директоров школ, особенно в сельской местности, — это та же самая директива. Всем хорошо известно, что значит «по желанию родителей». Представьте себя на месте ребенка, который оказался в одиночестве, отказавшись посещать факультатив по религии. Конечно, родители не захотят вас травмировать, и в результате вы будете ходить вместе со всеми. Это — наша ментальность.
Нам говорят, что упор будет делаться не на чисто религиозное воспитание, а на основы православной культуры, не на религию, а на знания о религии. Дескать, такие методики преподавания существуют в европейских странах.
Но, на мой взгляд, мы делаем большую ошибку, когда сравниваем Россию с Западом. Там совершенно другая культура и другое восприятие. У нас до сих пор не преодолен махровый национализм. В России есть примеры, когда чиновники спрашивают разрешение у православного архиерея, можно ли позволить зарегистрировать ту или иную религиозную организацию или построить мечеть.
В таких условиях преподавание основ любой религии должно вестись на базе религиозных организаций, на базе классического университета, но не в школах.
Зачастую также ссылаются на дореволюционный опыт, когда детям преподавался Закон Божий, а Россия и тогда была многонациональной и многоконфессиональной страной.
Но до 17-го года люди были более веротерпимыми, было взаимоуважение, основанное у каждого верующего на своих ценностях. И это не мешало дружбе.
Сейчас сталкивается религиозное сознание с нерелигиозным, а носителем религиозного сознания может быть как мусульманин, так и христианин. Проблема именно в столкновении этих противоположных позиций.
Не так давно имел место случай в одном из районов Курской области: двух русских монахинь, одетых во все черное, приняли за ваххабиток и привели в местное отделение милиции. Это неуважение и к своей религии, и к чужой.
Я всегда говорю: мусульманин должен быть мусульманином, и тогда он будет
уважительно относиться к христианину. До тех пор, пока основа общества будет такой, какая есть, эти меры не приведут к положительным результатам, потому что, во-первых, мы не ограждены от массовой культуры, сегодня телевидение воспитывает человека. Во-вторых, отношение самой власти к духовным ценностям чисто потребительское, конъюнктурное, нет глубинного желания, чтобы народ был духовно богаче. И самое главное, в нашем государстве нет национальной политики.
Администрация президента обладает большой властью, но не может остановить антиисламскую истерию, а ведь этот вопрос касается судеб миллионов людей. Нет даже министерства, которое бы курировало национальный вопрос, вот откуда должно идти воспитание толерантности.
Президент провозгласил курс на консолидацию, а чиновники на местах не препятствуют разобщению. Какая может быть консолидация, когда одну часть российского общества пытаются противопоставить другой?
«Ислам РУ», 10 июня 2004 г.