Вопрос о добродетельных неверующих ставят довольно часто с двух сторон. С одной стороны, неверующие которым кажется, что для христианства это должно быть проблемой. С другой новообращенные верующие, которые остро переживают свое обращение "от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу" и которым, поэтому, кажется, что вообще ничего доброго за пределами Церкви быть не может. Впрочем, такое настроение в некоторых общинах поддерживается мне доводилось читать о людях, которые ушли из своих религиозных групп (иногда от веры в Бога вообще) потому, что им внушали, что кругом одни развратники и злодеи что оказалось явно не так. Недавно я читал воспоминания одной женщины, выросшей в очень замкнутой секте. Ее доверие к учению секты подорвал пожар когда ее семья осталась без дома, а соседи (не-сектанты) отнеслись к ним с большой добротой и оказали щедрую помощь. Как же так думала она это же навеки проклятые нечестивцы из царства сатаны...
Увы, сектантский взгляд на мир может проникать и в Церковь, когда человек считает своим религиозным долгом видеть кругом лишь грязь, нечестие и разврат, а к добродетелям иноверцев или неверующих относиться с глубокой подозрительностью ведь подлинная добродетель бывает только у нас, право верующих. Психологически это понятно человек, желающий подчеркнуть свою принадлежность к какой-то группе (футбольному клубу, нации, политической партии, и, увы, Церкви тоже) инстинктивно делает это, подчеркнуто отторгая другие группы "мы" это вам не "они". Но вот богословски это неверно потому что Священное Писание признает, что люди, не принадлежащие к народу Божию, могут проявлять добродетель и совершать подлинно хорошие, одобряемые Богом поступки.
Египетские повивальные бабки саботировали приказ фараона убивать новорожденных мальчиков (Исх.1:14-21), персидский царь Кир оказал многие благодеяния народу Божию, за что его Писание очень хвалит (напр. Исайя 44:28). В Новом Завете упоминаются сотник Юлий, римский офицер, поступавший с Апостолом Павлом "человеколюбиво" (Деян.27:1-3). Жители острова Мелит (Мальты) оказавшие потерпевшим кораблекрушение св. Апостолу Павлу и его спутникам "немалое человеколюбие" (Деян.28:1). Священнописатели признают добро в людях ( в том числе внешних) и благодарны за него.
Апостол Павел пишет о том, что все люди вообще наделены знанием нравственного закона: "ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую (Рим. 2:14-15)"
Истина, добро и красота могут проявляться и вне пределов Церкви потому, что весь этот мир есть Божий мир, и все люди являются Его творениями, несущими Его образ. Мы живем в падшем мире, но не в аду и мы должны видеть подлинное благо везде, где оно себя проявляет, и быть за него благодарными, Богу и людям.
Однако, у по-настоящему хороших людей есть одно важное качество они видят свои недостатки, грехи и упущения, и сокрушаются о них. Чем человек хуже, тем меньше он склонен это замечать "а что, если и убил кого, так только по делу". Чем человек лучше тем заметнее (и тем мучительнее) ему всякое пятнышко на совести. Когда мы прилагаем серьезные усилия к тому, чтобы соблюдать нравственный Закон, мы обнаруживаем, то не соблюдаем его так, как должно. У самых самых разных людей, принадлежащих к самым разным цивилизациям, присутствует сознание трагичности, падшести нашего существования; но также присутствует надежда и ожидание. Великий японский писатель Кэндзи Миядзава (Буддист) говорит о трагической смерти своей сестры:
Моя маленькая сестричка
Сегодня уже будет так далеко отсюда.
За окном идет мокрый снег, но все залито ясным светом.
Оплакивание греха, смерти и изуродованности нашего мира вместе с надеждой на то, что последнее слово принадлежит не смерти это то, что обще всем нам, людям; хотя некоторые из нас и подавляют это чувство. Пророк говорит о Христе как о "Желаемом всеми народами" (Агг.2:7), как о том, в Ком Бог дает ответ на все человеческие поиски и вопрошания Том, кто приходит победить грех и смерть. Добродетель не может заменить Христа; но она ведет ко Христу. В книге Деяний Апостольских упоминается Сотник Корнилий. Он был на редкость хорошим человеком добрым, щедрым, искренне религиозным, "муж добродетельный и боящийся Бога, одобряемый всем народом Иудейским (Деян.10:22)" Офицер оккупационной армии, одобряемый всем оккупированным народом поистине, неординарная личность! Как Писание оценивает его добродетель? Ничтожна ли она в глаза Бога? Нет; как говорит Корнилию Апостол Петр, "услышана молитва твоя, и милостыни твои воспомянулись пред Богом. (Деян.10:31)". Значит ли это, что Корнилий и так хорош и не нуждается в Спасителе? Как раз нет; Бог обратил внимание на его искренне желание жить по правде, и Он послал к нему Апостола Петра, чтобы проповедать ему Христа и преподать Святое Крещение.
Добродетель вне Церкви существует Бог ее видит и одобряет. Но эта добродетель запрос, а не ответ, ожидание, а не осуществление.
Ответом и осуществлением является Христос.
Источник: Фома