ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христианство в золотой век толерантности

"Вероятно, и религия, которая есть опиум для народа, также считается пригодной для стигматизации"

Максим Соколов :: 25 июля 2012

Толерантность воистину стала богом века сего и общепризнанным лекарством от всех общественных бед. Если в прошедшие века нетерпимость к чужим верованиям, обычаям, образу жизни порождала всяческие конфликты – вплоть до самых тяжелых и кровавых, то с введением терпимости в жизненный канон цивилизованного мира стали расцветать сто цветов, никто не обижен и человечеству задан превосходный образец движения к всеобщему благоустройству.

Оно и можно было бы отчасти согласиться. Вежливость – пусть даже стократ неискренняя – все же лучше искренней грубости. В тяжких испытаниях – например, на войне или в опасном путешествии средь дикой природы – одной вежливостью, понятное дело, не обойдешься, но в комфортабельном городском быту – почему бы и нет?

Сложность только в том, что вежливость даже и в эпоху торжества толерантности носит довольно избирательный характер. Не будем говорить о сегодняшнем дне, когда самые невежливые нападки на Церковь (то, что называется нулевой толерантностью) сделались у особо цивилизованной части российской публики самым что ни на есть хорошим тоном. Допустим, что тут во всем виновны грехи священноначалия. С этим допущением, однако, не вполне согласуются такие случаи, когда немецкий журнал ставит на обложку карикатуру, которая изображает Папу Римского Бенедикта XVI в негодном виде. Какие такие грехи совершил римский первосвященник, что в рамках всепобеждающей толерантности надо изображать его обделавшимся? В России мы также наблюдали, как Патриарх Алексий II, ни в каких грехах не обвиняемый, получал от продвинутой публики потоки самого грубого хамства.

Семь лет назад в журнальной заметке – прошу прощения за автоцитату – я предлагал читателю проделать мысленный эксперимент. "Возьмем такой текст – "Некоторых, между прочим, очень бесят жиды в телевизоре, бесят в школах, бесят на всяких государственных мероприятиях. И жидовские праздники бесят"... Автор высказывания погибнет в либеральном общественном мнении...

Между тем в приведенном тексте нужно всего лишь поменять аргумент, заменив жида на попа, а жидовский праздник на крестный ход, чтобы получить типовое атеистическое высказывание, в либеральных кругах ничуть не считающееся неприемлемым".

С тех пор такие парадоксы избирательной толерантности стали более распространенными.

Отчасти это может быть связано с тем, что сама по себе дрессировка людей на предмет толерантности не предполагает какой-либо внешней благодатной помощи. Люди не делаются добрее, они делаются более дисциплинированными, но количество зла в душах при этом не уменьшается. Иногда эта диспропорция прорывается в совсем диких и страшных деяниях вроде массовых расстрелов, учиняемых сорвавшимися людьми в кинотеатрах и учебных заведениях. Но чаще работает относительно более мирный механизм, при котором толерантность сочетается со стигматизацией, т. е. с выделением какой-то группы людей, на которых толерантность не распространяется и по отношению к которым – можно.

Такая стигматизация бывает довольно причудлива. Сейчас в цивилизованном мире объектом ее стали, например, курильщики. При том, что в табакокурении нет ничего особенно хорошего, а запах табачного дыма может раздражать, сила и объем антикурительной кампании явно превосходит всякую разумную достаточность. С какого-то момента гигиенические соображения окончательно уступили более принципиальному "Чтобы служба медом не казалась", а равно и "Ату их!". Всласть излив свою ненависть (которая из души никуда и не девалась) дисциплинированный член общества после этого охотнее тянет лямку толерантности.

Вероятно, и религия, которая есть опиум для народа, также считается пригодной для стигматизации. По крайней мере, некоторые конфессии. Православие и католичество – в силу их ортодоксальности – уж точно годятся.

Стигматизация, однако, требует некоторого условия. Чтобы с чистой совестью ненавидеть, необходимо представлять себе стигматизируемую группу людей в образе врагов гармонического и толерантного общества, желающих причинить ему вред или даже вовсе разрушить.

И тут можно напомнить, что образцы высокотолерантного общества уже существовали в истории. Таковым обществом была Римская Империя II в. по Р. Х. (династия Антонинов).

Как писал историк-просветитель Э. Гиббон, "Политика императоров и сената в отношении религии удачно нашла себе поддержку в размышлениях просвещенной части подданных и в привычках их суеверной части. Все разнообразные культы, преобладавшие в римском мире, народ считал одинаково истинными, философы – одинаково ложными, а чиновники – одинаково полезными. Таким образом, терпимость порождала не только снисходительность друг к другу, но даже согласие между религиями... Античная эпоха была в этом отношении такой мягкой, что народы обращали больше внимания на сходства своих религиозных культов, чем на различия между ними". Не только толерантное отношения к различным культам, вплоть до самых экзотических, была присуща той эпохе. Чрезвычайная терпимость наблюдалась в области половой морали – – поздняя античность была совершенно чужда гомофобии, публичным процессиям Гелиогабала позавидовали бы и самые продвинутые организаторы гей-парадов. Национальной розни также не существовало. Наличествовало, правда, рабство, но и оно неуклонно смягчалось. В сущности, контуры Прекрасного Нового Мира были начертаны уже в эпоху Траяна и Адриана.

Между тем вся эта действительно высокая толерантность никак не мешала жестоким гонениям на христиан. Причем если гонения I в. можно списать на крайнюю порочность цезарей Нерона и Домициана, то во II в. наиболее жестокие гонения происходили не при худших, а при лучших императорах. Например, при Марке Аврелии. Причина такой кажущейся несообразности в том, что лучшие цезари, а равно и лучшие языческие мыслители искренне считали христианство учением, говоря по-нынешнему, тоталитарным. И то сказать, христиане не считали позднеантичное гниение золотым веком, но произносили ему недвусмысленное осуждение, произносили много высокопарных слов о том свете, когда и на этом жить так хорошо и приятно, и претендовали на высшую истину, что уж и вовсе нетолерантно. В формуле К. Поппера "Открытое общество и его враги" понятно, кем оказывались христиане. Просветители впоследствии приходили к сходному выводу: христиане разрушили терпимое и гуманное общество золотого века, приведя ойкумену в состояние дикости и фанатизма, присущих Темным Векам. А всякий золотой век чего-нибудь стоит, когда умеет себя защищать.

Сегодня, когда успехи толерантности все более напоминают успехи позднеантичного гниения, те, кто намерен вечно наслаждаться Прекрасным Новым Миром, высказывают христианству примерно те же претензии, видя в них врагов открытого общества. Совершенно, как во времена Марка Аврелия.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама