Презентация недавно изданных двух томов энциклопедии «Современная религиозная жизнь России» состоялась в Московском центре Карнеги. Первый том посвящен православным деноминациям, а также неорелигиозным движениям, «генетически связанным» с православием, а второй -- протестантизму. Издание представили руководитель проекта, доктор исторических наук, религиовед Сергей Филатов и его сотрудники.
Говоря о замысле и истории создания энциклопедии, Сергей Филатов выразил особую благодарность Кестонскому иституту (Великобритания), деятельное участие которого сделало возможным осуществление проекта. На презентации присутствовали президент Кестона Ксения Деннен и его новый директор Петерлин Даворин, которые высоко оценили результат работы сотрудников проекта. По словам Сергея Филатова, энциклопедия задумана как издание из 6 томов, половина из которых будет освещать сегодняшнее состояние российских конфессий, а другая половина – описывать религиозную жизнь в регионах. Руководитель проекта считает это издание уникальным: впервые предпринята попытка аналитически описать религиозную жизнь на основании нескольких тысяч интервью с религиозными деятелями. Несмотря на то, что каждый день приносит все новую и новую информацию, создатели энциклопедии старались сделать издание максимально актуальным, дополняя текст «до самой сдачи в типографию». Сергей Филатов считает, что представленный материал «будет ценен еще как минимум 10 лет». Особенность данного исследовательского проекта состоит также в том, что, по его словам, «мы поймали и сейчас долавливаем религиозную ситуацию в самый интересный момент: после десятилетий гонений религия вырвалась на свободу, а сейчас ситуация постепенно вступает в стадию эволюции, а не взрыва».
По мнению Сергея Филатова, современную религиозную ситуацию в России отличает «гигантский парадокс»: «громадный интерес» в обществе к вопросам религии («от деятелей искусства до ФСБ») совершенно не соответствует реальной религиозности населения. Поэтому преувеличенное внимание правоохранительных органов к некоторым религиозным объединениям Сергей Филатов считает необоснованным: «Сказывается идеализм советской эпохи -- они беспокоятся о духовной безопасности так, как будто на самом деле считают, что религия может изменить мир». К сфере парадоксов и несоответствий выступавший отнес также то, что «лидеры общественного мнения» выделяют «традиционные религии» и «опасаются» или не учитывают те религиозные организации, который наиболее бурно развиваются, в частности – протестантские церкви. Религиозную ситуацию в России характеризует также «больший распад моральных норм, чем в европейских странах». Как считает ученый, с этой точки зрения крайний консерватизм «почти всех» христианских конфессий становится препятствием для людей с современным «секулярным сознанием»: оно не находит для себя адекватного языка в религиозной сфере.
Представитель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС МП) Юрий Рябых согласился с наблюдениями Сергея Филатова о низкой реальной религиозности народа и о моральном кризисе и поставил перед собравшимися вопрос: должно ли общество «позволить религии активнее входить в жизнь» или стремиться к сокращению влияния религии? По мнению сотрудника ОВЦС МП, ответ содержится в «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви, где намечены пути выхода из духовного кризиса. Отвечая на это выступление, Сергей Филатов отметил, что степень религиозности общества не является «прямым показателем роли Церкви», которая не обязана «подстраиваться под желания общества», но должна оценить его потребности в «христианском смысле». Приглашенные на презентацию высказывали самые высокие оценки в адрес представленного издания. Религиовед и политолог Александр Игнатенко считает реализацию проекта исторической необходимостью. «Достижением религиоведческого сообщества» назвал энциклопедию заместитель председателя Экспертного совета при Минюсте профессор Игорь Кантеров, который отметил высокий научный уровень работы, отличающий ее «стиль веротерпимости» и призвал «транслировать достижения» энциклопедии в практику церковно-государственных отношений, подчеркнув «вопиющую религиоведческую неграмотность» чиновников. Это мнение было поддержано историком, профессором Института Европы РАН Анатолием Красиковым и сотрудником кафедры религиоведения Российской академии государственной службы при президенте РФ (РАГС) Ремиром Лопаткиным, который предложил авторам энциклопедии в процессе подготовки очередного тома устраивать круглые столы с участием религиоведов и представителей религиозных организаций. Создателей энциклопедии поддержали и поздравили также религиовед Сергей Иваненко, член ученого совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко, профессор МГИМО Владимир Глаголев, редактор старообрядческого журнала «Церковь» Александр Антонов. О некоторых аналитических результатах работы над вторым томом издания рассказал сотрудник проекта Роман Лункин.
В ближайших планах группы Филатова -- поездка в Сыктывкар, где будет собран материал для подготовки очередного «регионального» тома. В экспедиции будет участвовать также президент Кестонского института Ксения Деннен. «Это уже не первая моя поездка по России в рамках проекта. Я была на Алтае, в Перми, других регионах. Езжу как рядовой сотрудник группы, как Санчо Панса», -- сказала она на прощанье.