ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Не-пионерский лагерь

Егор Коврижкин :: 25 июля 2012

Времена пионерских лагерей давно прошли. А с ними – и представление о лагере, качество отдыха в котором оценивалось приобретенными за лето килограммами и близостью моря. Сегодня задачу обеспечения досуга и отдыха ребенка каждая организация решает по-своему. В лагере все – разнообразие тематик, атмосфера, насыщенность и содержание программ – определяется мировоззрением руководителя, его представлением о пользе и ответственности за ребенка.

Все программы лагеря Звезда Вифлиема – это сюжетно-деятельностные игры. Где внутри игрового пространства разворачивается настоящая приключенческая миссия, в которой ребенку интересно думать, творить, исследовать, совершать собственные открытия, принимать совместные решения и учиться брать на себя ответственность. Созданная сказка, по сути, оказывается не игрой, а маленькой прожитой жизнью, дающей бесценный опыт.

О том, что воспитывать в современных детях, какими должны быть педагоги, что хорошего в "Хрониках Нарнии" и какие стереотипы разрушает детский православно-ориентированный лагерь "Звезда Вифлеема", нам рассказал его создатель Егор Коврижкин.


– Сегодня многие родители не доверяют такой форме отдыха, как детский лагерь, на что есть веские причины. Почему все-таки вы занимаетесь этим делом? Каковы ваши представления о современном детском лагере?

– Я в детстве тоже успел побывать в пионерских лагерях и тоже не доверяю этой форме отдыха. С самого начала при создании проекта "Звезда Вифлеема" хотелось уйти от стереотипных представлений о пионерском лагере.

В первую очередь речь идет о необходимости работать с детьми в небольших группах. В отличие от пионерского лагеря, где детей в отряде от 25 до 40 человек, мы работаем с группами из 12–16 детей.

Небольшое количество детей в группах позволяет ставить задачи обучения детей командной работе. Не секрет, что современные дети – крайние индивидуалисты. Однако усложняющийся мир требует от нас умения сотрудничать с другими людьми, умения создавать рабочие команды для решения сложных общественных задач. Если мы хотим, чтобы у руля будущего общества стояли верующие нравственные люди, мы должны учить наших детей воспринимать возникающие трудности как актуальные задачи и искать их разрешение во взаимодействии с другими людьми. В современном информационном обществе наиболее актуальной становится русская присказка "одни в поле – не воин". Чем дальше, тем более значима будет в обществе роль людей, умеющих порождать творческие решения в командной работе.

В наших программах развитию способности к сотрудничеству и конструктивной коммуникации уделено особое внимание.

Следующий стереотип о лагере наиболее ярко представлен в известном советском фильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен". Помните, товарищ Дынин оценивал эффективность работы лагеря в граммах прибавки к весу у каждого пионера? "Что ни день – 100 грамм, а то и 150..."

С самого начала мы замышляли создать лагерь, который развивал бы в ребенке свободную и ответственную личность, способную самостоятельно начать свой собственный путь христианской жизни.

У меня был опыт преподавания в воскресной школе. Поэтому я не понаслышке знаю о том, что преподать детям истины из закона Божия – это лишь первый и далеко не самый важный шаг в становлении будущего христианина. Гораздо более важным представляется заинтересовать подростков вопросами о смысле человеческой жизни и сущности человеческой свободы. Поставить их перед необходимостью самостоятельно разбираться в том, как устроено мироздание и как выбрать свой собственный путь по жизни. Таким образом, программа лагеря выстраивается не на основе правильных прописных истин, которые должны быть заучены детьми, а на основе актуализации перед детьми вопросов, на которые им предстоит отвечать в течение, возможно, всей их жизни. Если говорить научным языком, то речь здесь идет о формировании у детей субъектной позиции по отношению к собственной жизни и к вере.

Следующий стереотип можно сформулировать так: главное, чтобы вожатые были хорошие. Если говорить про православный лагерь, то обычно требуется, чтобы вожатые были православными – а все остальное Господь устроит.

Поскольку наши программы связаны с развитием у детей способности к самостоятельному мышлению, сотрудничеству, конструктивной коммуникации, развивают в детях способность к совместному творчеству, к совместной выработке стратегий деятельности, началам сценирования и проектирования, то от воспитателя, помимо веры, требуется еще очень многое.

Наш педагогический коллектив – это наше главное достояние. Мы очень серьезно подходим к вопросу отбора и подготовки кадров. Естественно, в лагере воспитателями работают только верующие воцерковленные люди, для которых вера – не музейное достояние, а основа жизни. В нашем лагере на каждой из программ ядро коллектива составляют опытные воспитатели, работающие не первый год. В течение всего года мы проводим для них курсы повышения квалификации и даем им возможность постоянно оттачивать свое педагогическое мастерство в рамках тренингов, клубных встреч с детьми, творческих студий и других мероприятий. Новые люди, желающие сотрудничать с нами, обязательно проходят курс занятий в "Школе практической педагогики". Обычно из 40–50 человек, приходящих к нам на собеседование, для дальнейшей работы с детьми после обучения мы приглашаем восемь-десять.

Такой жесткий отбор связан с тем, что воспитатель должен демонстрировать не только веру, но и умение самостоятельно размышлять, умение работать в команде, умение руководить детским коллективом и вести за собой. Собственно, он должен демонстрировать все то, чему мы хотели бы научить детей, а это – редкие способности.

– Лагерь "Звезда Вифлеема" создает свои программы на основе сюжета сказок "Хроники Нарнии" К.С. Льюиса. Однако Льюис – не православный автор. Нет ли здесь опасности посеять в детях заблуждения западного общества, чуждые Православию?

– Льюис – христианский писатель. По его собственным словам, он написал свои сказки "Хроники Нарнии" для того, чтобы в доступной для детей форме представить основные законы мироздания, каким оно видится христианской традиции. Нарния – это сказка. И как сказка, она имеет право на то, чтобы быть упрощенной моделью реальности. Однако это модель, в которой прослежены основные аспекты христианской картины мира. Например, мир Нарнии создан из пустоты единым Творцом по имени Аслан. В этом мире разумные существа получили от Творца дар предельной свободы выбрать Добро или зло. В этом мире есть множество ярких героев и рыцарей, жертвующих самым ценным, что у них есть, ради сохранения и развития Нарнии как мира, в котором разумные существа свободно следуют воле Творца. Этот мир существовал до тех пор, пока в нем были разумные существа, которые сознательно избирали путь к Творцу, путь по его воле. И этот мир завершил свое существование, когда в бою за Аслана перед лицом религиозного безразличия и алчности пал последний рыцарь.

Именно поэтому мы считаем, что по мотивам этой сказки можно создавать программы христианского воспитания детей в мире, где граница между добром и злом давно стерта. В первую очередь нам важно восстановить именно ее, утвердив в сознании детей, что единственным мерилом того, что есть Добро, а что зло, является Творец мира, а отнюдь не человек с его ненасытным стремлением к покою и комфорту.

Я согласен с тем, что в "Хрониках Нарнии" есть ряд моментов, которые вызывают недоумение. В частности, автор называет действия Аслана в мире "древней магией", что, на мой взгляд, совершенно неприемлемо. Именно поэтому мы не строим программ по сюжету самих сказок, а используем созданную Льюисом модель мира для своих собственных сюжетов, в которых создаем своих собственных героев, четко различающих магию и чудо Божие. У нас есть несколько программ, основной задачей которых является понимание детьми, в чем состоит онтологическая подмена магии и в чем отличия истинной веры в Бога, дающей силы действовать на благо мира и общества.

– В июне этого года лагерь "Звезда Вифлеема" проводил свою программу в Израиле. Расскажите, пожалуйста, в чем специфика этой программы.

– Это был наш первый опыт. Святая Земля – место традиционного христианского паломничества к местам, связанным с жизнью Спасителя.

На наш взгляд, сегодня, в обществе потребления, смысл паломничества сильно искажен. Многие современные "паломники" едут к святыням за исцелением и "исполнением благодатью". Таким образом, в сознании современного человека Бог превращается в служебную силу, обеспечивающую комфорт и благоденствие людей в ответ на совершение людьми ряда ритуальных действий.

Наша программа создана для того, чтобы открыть детям изначальный смысл паломничества к святыне. Этот смысл видится нам в том, что человек приходит не для того, чтобы что-то получить, а для того, чтобы отдать самое драгоценное, что у него есть, – свое время и силы, – на служение Богу.

В течение 10-дневной программы мы посещаем на Святой Земле только несколько основных мест: это храм Гроба Господня, Иудейская пустыня, древний Иерихон, Сорокадневная гора, река Иордан, Галилейское море, гора Фавор. При этом к посещению каждой святыни мы готовимся вместе с детьми, разбираясь в Священном Писании, в значении этого места в истории. Через различные творческие формы мы включаем детей в осмысление сложных ситуаций, связанных с тем или иным святым местом. Важнейшим для нас является пробудить у детей живой интерес к священной истории, дать детям почувствовать себя ее живыми наследниками.

Однако эта программа предполагает много активности, много подвижных игр. Как и в подмосковных программах, здесь особое внимание уделено обучению детей сотрудничеству. На наш взгляд, сотрудничество есть первый шаг к умению совместно с другими людьми, соборно искать и постигать Бога и Истину.

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама