20 июля, в ночь с четверга на пятницу, в американском городе Денвере некий Джеймс Холмс открыл стрельбу в кинотеатре "Аврора" на премьере нового фильма о Бэтмене. Свидетельствуют, что когда этот молодой человек, называвший себя главным врагом Бэтмена Джокером и выкрасивший волосы в красный цвет, – вышел в зал с винтовкой в руке и принялся сперва распылять слезоточивый газ, – раздались аплодисменты. Они еще некоторое время звучали и под первые выстрелы, так как зрители поначалу приняли свой расстрел за органическую часть премьерного шоу. Сразу погибло двенадцать человек, и более семидесяти было ранено.
Откликаясь на это событие в своих интернет-дневниках, многие отечественные и зарубежные блогеры усмотрели определенную связь между поступком явно повредившегося в уме рядового потребителя пресловутой "массовой культуры" и самим жанром фильма. Вспомнили и о компьютерных играх про Темного Рыцаря, которые выходят аж с 1986 года. А сейчас, когда я пишу, а вы читаете эти строки, тысячи молодых людей по всему миру сражаются "в Бэтмена" в режиме онлайн.
В эту самую минуту.
Немалая же часть комментаторов поспешила заверить, что дело не в Бэтмене и не в жанрах, но в том, что отдельные люди всегда сходили и будут сходить с ума.
Это, мол, неизбежно, психиатрия.
И все-таки заметим, что денверовский стрелок затеял свою кровавую американскую бойню не на премьере мелодрамы или исторической саги, а на преобразованной из комикса истории про супермстителя, твердо убежденного в эффективности такой вещи как самосуд. Кстати, в генезисе истории про "Человека-Летучую мышь" убийство родителей на глазах у ребенка, впоследствии поклявшегося посвятить свою жизнь борьбе за справедливость. Борьба, конечно же, кровавая, впрочем, интересующихся я отсылаю к подробной статье о Бэтмене в "Википедии", обещая непросвещенному читателю (не знающему, например, кто такой Джокер, которым вообразил себя Джеймс Холмс) много неожиданного. Здесь же я приведу из этой статьи только одну, внешне весьма невинную цитату: "Как культурная икона Бэтмен был адаптирован для кино, телевидения и книг, а также появлялся в различных видах товаров, продающихся по всему миру, таких как видеоигры, игрушки и одежда".
С теми, кто настойчиво просит не усматривать прямой связи между поведением отдельных безумцев и теми или иными фильмами/комиксами, я спорить не стану. К тому же люди моего поколения отлично помнят, как советская газетная пропаганда клеймила тот же американский кинематограф, усматривая в самом факте его существования вирус чуть ли не сознательного разрушения человеческой психики. И, вероятно, проскочившая у некоторых блогеров отчаянно-циничная фраза "искусство требует жертв", как её не поворачивай и не переосмысляй только фраза. Но что же делать, если вдруг какое-то умозаключение неожиданно фокусируется в то, что иначе как реальностью не назовёшь? Развести руками?
...В начале этой недели дело об убийцах в станице Кущевская передали в суд. В доме фермера Аметова бригадой Сергея Цапко было уничтожено двенадцать человек, включая малых детей и младенцев (известно, что и в это и в некоторые другие преступления Цапок "закладывал" месть за своего убитого брата, такого же как и он сам, бандита "Колю-Бешеного").
А чуть менее трех недель тому назад, из телепередачи Алексея Пиманова "Человек и закон", посвященной кущевским событиям, я выписал (с помощью интернета, конечно) одну цитату, на которую хочу обратить ваше внимание. Но сначала сообщу, что еще перед началом телевизионного спецвыпуска, в котором обильно использовались кадры из гангстерского фильма Копполы "Крёстный отец" (любимой картины главного палача Кущевки), ведущий обмолвился: речь пойдет, в частности, и о корнях этого страшного преступления. И упомянул "культовый" телесериал Алексея Сидорова "Бригада".
Итак, в этой телепрограмме, один из убийц семьи фермера Аметова и его гостей, молодой "качок" Владимир Алексеев по кличке "Вова-Беспредел" вещает на камеру через решетку изолятора: "...Честно сказать, я с детства думал и презирал убийц, никогда не знал, что сам стану таким аморальным уродом..." И затем в следующем включении – он доверчиво признается, вспоминая начало своей "карьеры": "...Я с детства запомнил... Да, волна вот эта вот, криминальная, фильмы "Бригада" и всё остальное... Когда ты видишь уважение, да...".
Заметим, что в той же "Википедии", в статье о фильме "Бригада" сериал назван "культовым". Иными словами, за главным героем, криминальным "авторитетом" Сашей Беловым ("Белым"), искусно сыгранном Сергеем Безруковым и его соратниками стоит нечто большее, чем просто рядовая киноистория.
Вернемся к Бэтмену и Джеймсу Холмсу.
Новости сообщили, что режиссер фильма "Темный Рыцарь: Возрождение легенды" от лица съемочной группы заявил, что глубоко опечален "бессмысленной трагедией", случившейся в американском кинотеатре "Аврора". В телеразговорах о кущевской бойне тоже, я заметил, твердилось об отсутствии каких-либо логик: ну детей-то зачем душить? Что и кому может рассказать годовалый ребенок?
Между тем, странные, на первый взгляд неправдоподобные, нитевидные смыслы здесь, думаю, все-таки – прощупываются. И они – живые, со своим кодом ДНК, разглядывая который под воображаемым микроскопом, некоторые молекулы и связи между ними могут сложиться в узнаваемые художественные портреты – из той или иной "культурной продукции". Просто в это очень трудно поверить.
В конце концов кущевского "Вову-Беспредела" тоже за язык никто не тянул. У него что называется – вырвалось.
Но значит ли вышесказанное, что массовая культура – это очевидное зло, на борьбу с которым пора поднимать всё живое? Нет, конечно. Масскульт отменить никому не под силу, это не нужно и невозможно. Супергеройские и гангстерские боевики как выходили так и будут выходить, армии поклонников той или иной франшизы будут только расти. И, конечно же, насмотревшись боевиков, человек с нормальной психикой не бросится палить по соотечественникам.
Просто, наверное, многим из нас (родителям, например) стоит не забывать, что старинная русская поговорка про дым и огонь (которые в век нынешних технологий давно умеют существовать отдельно друг от друга) – не такая уж замшелая древность. Её ведь тоже не на пустом месте сложили.
Источник: Фома