8 августа день начала расстрелов на Бутовском полигоне. В 75-летнюю годовщину начала расстрелов и массовых казней российских новомучеников предлагаем Вам воспоминания об одной осенней поездке на Бутовский полигон.
Мне нравится
Бутово на исходе бабьего лета – тихий прибранный полигон, подстриженная трава на расстрельных рвах, золотые листочки, огромные спелые яблоки, храмы с сияющими крестами... Когда-то у местных жителей и участников расстрелов здесь брали расписку о пожизненном неразглашении происходящего, и местные бабушки в 90-х едва соглашались общаться с историками. Сегодня это место словно берет у тебя расписку: запомни и расскажи тем, кто еще не знает.
В соборе Бутовских новомучеников больше святых, чем, например, в соборе новомучеников Соловецких (зато некоторые священники именно после ссылки на Соловках окончили подвиг в Бутовских расстрельных рвах). В нижнем храме каменного собора по периметру иконы тех, кто принял здесь от Христа венец славы. На какой иконе трое, на какой двадцать человек по дням расстрелов. Около пятидесяти дней в году память новомучеников, в Бутове пострадавших. В свой день каждая икона снимается со стены, становится аналойной, а вместе они образуют своеобразную "Бутовскую Минею". В витринах литургический набор одного священномученика, епитрахиль другого, иерейский молитвослов третьего.
Тронувшая меня икона священномученика Александра Хотовицкого написана прямо по фотографии, размещенной здесь же на стенде. А над стендом подборки фото из уголовных дел тех лет. Никакого благообразия не оставляли застенки этим людям, но выражение каждому оставляли свое крестьяне, рабочие, священники, интеллигенты здесь составляют неповторимую мозаику. Большая подборка вещей, принадлежавших священномученику Сергию Голощапову. Множество материальных воспоминаний о священномученике Серафиме (Чичагове). И словно к родным людям пришел имена священника Михаила Шика, мученицы Татианы Гримблит, одного из "университетских" новомучеников священномученика Владимира Абарцумова каждый уже с кем-то из убитых здесь знаком, у каждого свой "список родных" здесь.
Зачем было везти сюда уже совсем старого, немощного митрополита Серафима (Чичагова)? В чем смысл расстрела для того, кто уже ходить не может, кого "арестовывают" на карете Скорой помощи? Только разве в том, чтобы подвиг жизни увенчался мученической славой, чтобы за оставлением карьеры ради священства, "Летописью Серафимо-Дивеевского монастыря", участием в канонизации преподобного Серафима Саровского, упорядочением дел разных епархий, написанием образов Спасителя в белом хитоне и преподобного Серафима, молящегося на камне, находящихся теперь в московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке, последовало и такое своеобразное "признание заслуг" от советской власти.
Их привозили сюда в битком набитых машинах часто с надписями вроде "Хлеб" или "Продукты", нередко с выведенной к людям "в салон" выхлопной трубой. Одна бабушка из живших в те годы у полигона рассказывала историкам, как пошла по молодости в лес и увидела какую-то машину не успела многого разобрать, но выброшенное из нее тело увидела отчетливо. По правилам ее должны были арестовать, но почему-то только запугали и отпустили. Запугали, впрочем, всерьез, потому что разговаривать на эти темы она согласилась только тогда, когда убедилась, что уже и по телевизору вслух вещают о расстрельных рвах, что секрета никто давно не хранит, а кары никакой не ожидается.
Другая бабушка из местных вспоминала, как в раннем детстве арестовали ее дедушку по "церковной" статье, и ей в школе сразу стали объяснять, что надо явственным образом "от религиозных предрассудков" отречься. Вменялось в обязанность повлиять и на родителей, а пока приближалась Пасха, и было время засвидетельствовать свою собственную лояльность в школе. Детям тогда поручали в Пасху дежурить у храмов, вырывать из рук у прихожан пасхальную снедь и топтать ее ногами. Милиция такого делать не будет: у нас же нет гонений, у нас же свобода совести, и мы в любой момент можем предъявить ее заграничным товарищам. А детям можно и поручить: это же дети. И девочка, не в силах ни дома рассказать о поручении возглавить такой "пасхальный" школьный отряд, ни исполнить его, ни противостать, две недели просто прогуливала школу и в итоге заболела, а доктор, сжалившись, выписал ей справку и на прогулянные две недели... Сошло с рук.
Сегодня Бутово это два храма. Огромный пятишатровый каменный чем-то напоминает нашим паломникам храм в Джорданвилле (шатровые храмы для Руси традиционны, но пятишатрового, пожалуй, больше и не найти, только в Кеми стоит трехшатровый храм). Но и ассоциация с РПЦЗ не случайна: так сложилось, что почитание новомучеников вообще и бутовских страдальцев в частности стало одним из оснований для воссоединения церквей. И храм стал свидетелем этого воссоединения: 15 мая 2004 года митрополит Лавр участвовал в закладке первого камня, а в мае 207 года уже освящал один из престолов этого храма сразу после службы объединения и подписания декларации.
Нижний храм в каменном соборе словно "страстной". Центральный престол посвящен Державной иконе Божией Матери, но по иконостасу видно, что сначала хотели посвятить его Страстям Христовым. Благоразумный разбойник и сотник Лонгин, иже при Кресте Господне, на дьяконских дверях. Над Царскими вратами центрального придела помещена икона Спасителя, которая принадлежала сщмч. Сергию Кедрову, убиенному в Бутове. А верхний храм Воскресенский, с приделами во имя Новомучеников и Исповедников Российских и во имя святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси.
Деревянный храм на полигоне небольшой и уютный, и в субботний день здесь крестины за крестинами, кто-то выходит радостный, кто-то напряженно ждет своей очереди...
Бутово это колючая проволока над забором, пусть не та самая, что когда-то окружала полигон; пусть невысок забор и сравнительно неглубоки рвы под насыпями, пусть никакого представления не дает сегодняшний музей о семидесятилетней давности аде.
Бутово это немного пастораль: бычки пасутся у дороги, и кто-то из местных роняет слово: приходское стадо. Бутово это немного заповедник: здесь живет запредельное множество зверья и птиц, гнездятся совы, дети из воскресной школы учатся находить следы присутствия живности в лесу, а мы с асфальта, разумеется, разве что синицу заметим. Бутово это сад памяти, в траву падают огромные яблоки, и у нас возникает немного смущенная дискуссия о том, можно ли их есть: полигон как большой антиминс, и вроде неуместно бутерброды жевать, и вроде чего такого яблоко... Бутово это ворох осенних листьев, группы трудников помогают сгрести это осеннее, быстро ржавеющее золото. Нам тоже предлагали но мы не вместили сразу и экскурсию, и уборку листьев. "А убирают там сегодня, "по секрету" сообщает нам экскурсовод, прихожане общины отца Георгия Кочеткова. Вот вроде они и странные, а в чем-то лучше нас, поработать пришли..." В Бутове мало чем священник из "непоминающих" отличался от священника штатного, и тут смешным кажется украдкой показывать глазами на "кочетковцев". В Бутово устраивается летний волонтерский лагерь шесть гектаров территории нужно держать в порядке, и это требует немалых усилий. Здесь все под охраной казачьего караула, что неподалеку от каменного, что возле деревянного храма собачьи будки, уверенный лай. На дорожках крепкие большие желуди, среди травы блестят капли не то ночного дождя, не то росы, там и сям цветы, и не странно, когда на пригреве видишь сразу трех бабочек простых белых, вроде капустниц, но совсем не предполагающих, что скоро начнутся заморозки.
В Бутово сегодня жительствует жизнь. Открылась новая выставка "Тысяча лет Русского Креста". Приходят экскурсионные группы. Всех водят по полигону, всем показывают снятый о нем фильм. Зарубежные делегации, группы школьников, паломники. Те люди, кто посвящает время и силы бесконечному рассказу о бутовских новомучениках, честно исполняют свою подписку о вечном разглашении.
Источник: Татьянин день