На фоне сращивания Церкви и государства... такими словами мой друг, светский журналист, начинает свою фразу.
Да, но... начинаю по привычке оппонировать я.
Стоп. Минуточку. Почему же сразу "да, но..."? Почему то, что Церковь сращивается с государством, я автоматически принял за изначальную предпосылку? Почему я сделал эту мантру точкой входа в дискуссию?
Предвижу вопрос: "Ты же не будешь спорить с очевидным?" Буду.
Есть такой журналистский прием: "Совершенно очевидно, что..." Это удобно: и мысль высказал, и аргументировать не нужно. Например, "совершенно очевидно, что Церковь чрезмерно сблизилась с государством". Кому очевидно? Кто все эти люди, которым очевидно? Мне вот, например, совершенно неочевидно.
В январе 2011 года Церковь направила в Минздравсоцразвития "Предложения по совершенствованию национальной политики в сфере заботы о семье и детстве". Документ из 25 пунктов. В министерстве "поддеражали" лишь один о введении "недели тишины" перед абортом. В Церкви обрадовались и этому. Это сращивание Церкви и государства?
Новый предмет в школе "Основы религиозных культур и светской этики". По закону, родитель должен решить, какой курс его ребенок будет изучать: религиозный основы православной культуры (исламской, буддистской, иудейской на выбор) или нерелигиозный основы светской этики. Но московский священник, который собаку съел на этой теме, рассказывает мне в интервью, что в большинстве московских школ проблему решают сверху, административно: директор сказал и все учат светскую этику. Оно и понятно: преподавателей по ней найти проще, чем по основам православной культуры. Это сращивание Церкви и государства?
Мой духовник семь лет пытается построить в Москве храм имея на руках все необходимые документы, разрешения, согласования, постоянно добывая все новые и новые. Чтобы бюрократическая машина повернулась и храм начали строить, потребовалось семь лет. Семь! Это что сращивание Церкви и государства?
Кто назначил тезис о "сращивании" аксиомой? Видимо, тот, для кого жизнь это большая политика, где под словом "Церковь" подразумевается только Патриарх Кирилл, а под словом "государство" только Владимир Владимирович Путин. Или на худой конец под "Церковью" председатели синодальных отделов, а под государством министры. А под "сращиванием" тогда то, что во время рабочих встреч все они вежливо здороваются, согласно протоколу, и жмут друг другу руки.
Да, у некоторых церковных иерархов добрые отношения с некоторыми представителями власти. А что они непременно должны ругаться?
Но я даже не об этом. В очередной раз услышав фразу: "Совершенно очевидно, что Церковь сращивается с государством", я не стал бы отвечать: "Совершенно очевидно, что нет". В отличие от большой политики в реальной жизни все всегда не так уж очевидно.
Источник: Фома