ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Личность и Церковь: "Что-то происходит в стране, люди хотят внимания"

Дмитрий Борисов :: 15 августа 2012

Отец Лев Махно захотел стать священником в шесть лет. С тех пор мечте своей не изменял и в 23 года, после окончания Духовной академии, был рукоположен. Одним из первых (1992) создал в Туле православную гимназию, в которую сегодня стараются отдать своих детей "лучшие люди города" независимо от национальности и вероисповедания. Педагогический секрет отца Льва прост: в любом деле участвовать сердцем. Это поймут верующие и неверующие.

СПРАВКА

Протоиерей Лев Павлович МАХНО родился в 1940 году в Саратовской области. В 1962-м окончил Московскую духовную семинарию, в 1966-м – академию. В 1963 году рукоположен в диаконы, в 1964-м – в священники и направлен в Тулу. В 1982-1985-х годах – представитель Патриарха Московского и всея Руси в Нью-Йорке, в 1985-1989-х – в Париже и благочинный Франции. В 1989 году вернулся в Тулу. В 1992-м создал Православную классическую гимназию, на гуманитарном факультете Тульского университета – кафедру теологии. Кандидат богословия, доцент ТулГУ. Настоятель Благовещенского и Двенадцатиапостольского храмов города Тулы.

Награжден семью орденами Русской Православной Церкви и орденом Болгарской Православной Церкви. В 1990 году удостоен высшей церковной награды – права ношения Патриаршего креста. Почти в одно время со званием почетного гражданина Тулы ему присвоено звание "Отличник народного просвещения России". Является лауреатом премии "За большой вклад в возрождение культуры и нравственности города Тулы". В 2001 году награжден орденом Дружбы за "одну из лучших в России гимназий" по мнению президента России Путина, вручавшего награду.

Открытый педагог – это глоток кислорода

– Отец Лев, вы росли во времена воинствующего атеизма, но захотели стать священником. Почему?

– Мои родители, они были педагогами, директорами школ, погибли во время войны, и меня с сестрой взяла на воспитание тетя, глубоко верующий, воцерковленный человек. Крестили меня в шестилетнем возрасте, и вот сразу после крещения я и определился, что буду священником. (Улыбается.) Тетя воспитывала нас в христианском духе, и ей это удавалось, хотя время было, конечно, сложным. Но я никогда не сравниваю времена, потому что считаю, что все всегда зависит только от человека. Вот монах уходит в монастырь – но монастырь-то сам по себе не спасает, а спасает только то, как он живет. Потому что от себя ведь никуда не уйдешь. Я определился однажды и уже не уходил от самого себя.

Но было и искушение: после школы я, по примеру своих родителей, решил пойти в светский вуз, и даже подал документы. И тут мне снится сон: я выхожу из своего дома и смотрю на небо. На небе – Христос на троне. Я поднимаюсь, хочу посмотреть – а на мне фуражка из газеты со звездой, и я ничего не вижу, фуражка закрывает глаза. Я ее сбрасываю и вижу Христа. Я поднял руки к Нему, и Он говорит мне: "Быть тебе священником". На меня это так подействовало! И с тех пор я ни одного дня не отступал от этого, пионером не был, в комсомол не вступал. Помню, спрашивает меня мой классный руководитель: "Почему ты один-единственный не вступаешь в комсомол?" Я ей прямо ответил: "Потому что буду священником". Она так растерялась.

Когда я поступил в семинарию, нас было, пожалуй, не более ста человек на всю страну.

– Многие преподаватели МДА, где вы учились, получили образование и были воспитаны еще в дореволюционное время. Что это была за среда?

– Костяк состоял из профессуры, которые пришли в семинарию из светских университетов во времена открытых гонений и остались там преподавать. Это Василий Сарычев, Владимир Талызин, Алексей Георгиевский, Иван Шабатин. Михаил Старокадомский, ученый-астроном, даже был кавалером ордена Ленина.

Ректором МДА был тогда протоиерей Константин Ружицкий с богатейшим пастырским опытом. Секретарем ученого совета академии был протоиерей Алексий Остапов, уникальнейший человек, очень высокой культуры. Дверь в его кабинет была открыта всегда, несмотря его на занятость, можно было прийти и спросить что-то, посоветоваться, и студентам, и преподавателям. Такой человек на работе – глоток кислорода. К нему за утешением приходили и Анна Михайловна Флоренская(матушка о. Павла Флоренского), и Татьяна Васильевна Розанова (дочь философа Василия Розанова), и многие другие. У отца Алексия было редкое качество: он помогал, не задевая достоинства человека. Человек даже и не чувствовал себя просителем!

Выдающимся педагогом был отец Петр Гнедич – догматист, человек высочайшего ума. При этом искренне простой, к нему также можно было подойти, не задумываясь о том, что вот это отец Петр, который такой умный! И он тебе мог сказать такое слово, которое ты пронесешь потом с собою через всю жизнь.

Такая простота общения, умение быть открытым, на мой взгляд, очень важные качества для преподавателя. Когда ты видишь ум в сочетании с простотой и добротой, ты понимаешь, в чем достоинство и высшего образования, и того учебного заведения. А пафос, величие, высокомерие, наоборот, заставляют в этом сомневаться.

Вместо научной работы мне дали приход

– И вы не чувствовали себя в семинарии изолированно от другого мира? Не хотелось "перелезть через ограду"?

– Я любил семинарию, любил академию, был так рад, что поступил туда! Я никогда не выходил за ворота академии, вечерами любил гулять вокруг Успенского собора. Думал: какая ж красота там, где я живу! И это состояние преобладало над всеми страхами, давало стимул для совсем другой жизни.

Я очень хотел остаться в академии и заниматься научной работой, но не получил московской прописки, и после окончания меня направили в Тулу, на приход, во Всесвятский кафедральный собор – временно. И этому "временно" в этом году исполняется 45 лет. (Смеется.) Я считаю – это промысел Божий.

Приходская жизнь мне была совершенно незнакома, и поначалу было очень трудно, была и тоска, и сопротивление. В то время в храме народу было совсем мало и ничего было нельзя: ни проповеди говорить, ни работу с молодежью вести, ни о стариках заботиться. И я начал заниматься обзором литургических трудов профессора Алексея Дмитриевского, почти каждый день ездил в Москву, в Ленинскую библиотеку. Занимался и в Санкт-Петербурге, опубликовал свою работу, и меня это спасло от тоски в то время, привело в стабильность.

Одновременно с этим я осознал, что быть священником на приходе – чрезвычайно важно и ответственно. Ведь общее впечатление в храме, в Церкви создает священник. И главное, чтобы священник был порядочный, чтобы пользу для себя не извлекал из прихожан, чтобы горел нормальным огнем и не коптил. Иначе ничего не сделаешь.

А через семнадцать лет, в 1982 году, владыка Варфоломей (Гондаровский), который был тогда епископом Тульским и Белевским, дал мне указание ехать в Америку, где я стал настоятелем Свято-Никольского собора Нью-Йорка. В Америку мы приехали, когда начал действовать Патриарший Томос (документ 1970 года о даровании Американской митрополии автокефального статуса. – Ред.). И это был для меня тоже своего рода университет. И настоящее книжное открытие – столько книг в свободном доступе мы с женой не видели никогда! В Америке я познакомился со многими интересными людьми: митрополитом Американским Феодосием, необыкновенно добрым человеком, с протоиереем Иоанном Мейендорфом, о котором храню молитвенную память. Главной моей задачей в Нью-Йорке было создание прихода. Когда я приехал, приход в храме Святителя Николая состоял из нескольких десятков семей, когда уезжал – их было более сотни. Мы создавали сестричества, проводили различные мероприятия, уже тогда переписывались с прихожанами по интернету.

После возвращения из Америки я почти сразу был послан во Францию, в Париж представителем патриарха. Практически десять лет прошло за рубежом. Это был интересный опыт. Но дома, в России, мне нравится больше.

Людям не хватает внимания и денег

– У вас сегодня 49 лет со дня свадьбы (в день, когда мы беседовали с о. Львом. – Д. Б.). Как вы познакомились с матушкой?

– Я был в Почаеве в паломнической поездке, мне было 19 лет. Я вошел в центральный собор Почаева и увидел там девочку в храме. Ей было 16 лет. Мы познакомились и пять лет переписывались, а потом поженились. Вот и все. Встретились случайно – и прожили счастливую жизнь.

– Откуда в семье берется скука, почему женщины так часто погружаются в быт, мужчины – в работу? Что нужно, чтобы женщина, жена не только хлопотала по дому, занималась детьми, но и вдохновляла?

– Прежде всего, это проблема взаимоотношений мужа и жены. Но и примеры для подражания нужны, а их очень мало. О чем обычно говорит женщина? Об украшениях, о вечеринках, о подругах, которые хорошо одеваются. Тут не с чего брать пример. А есть женщины, которые покоряют своим достоинством, воспитанием, культурой, личной и приобретенной, – такая не заскучает, и другому с ней не станет скучно. Конечно, чтобы все это было, и потрудиться придется в жизни.

Женщина – это ведь образ Богоматери, сотаинницы Божией. Молитесь Богородице, Она поможет найти творческий подход ко всему, и скуки не будет.

– Что вам кажется сегодня самой большой проблемой в людях, своих прихожанах? О чем вы больше всего переживаете как духовник?

– Острее всего, на мой взгляд, сегодня у людей стоит материальный вопрос. Нужно думать о той незащищенной части населения, которая приходит в храм. Нужно учитывать, сколько стоит обедня, сколько стоит свеча. Мне кажется, не надо выискивать сейчас других проблем. Нужно встать между нуждающимся человеком и его нуждой. Ведь на литургии мы стоим между Богом и человеком.

– Люди в храм идут больше за утешением или есть и те, кто готов сам отдавать, терпеть, готов на подвиг?

– Конечно, есть те, кто ищет духовного наставления, хочет расти, развиваться. Но и им нужно утешение. Есть небольшая категория, которая приходит постоять, посмотреть – что же все это значит? И здесь священник не должен проходить мимо, должен подходить сам, спрашивать, интересоваться. Важно, чтобы в храме человека кто-то встретил. Был с ним от свечного ящика и до алтаря. Люди приходят и хотят внимания. Что-то происходит в стране, что люди хотят внимания. Раньше такого не было. Раньше люди больше приходили просто помолиться.

– А в чем, на ваш взгляд, причина распространения антиклерикальных настроений сегодня?

– Я думаю, здесь больше политики и "настроения" подогреваются. На повестке дня – не созидать, а уничтожить.

– Какую позицию Церковь должна занимать в этой ситуации?

– Ну, уж точно не защищаться. Нужно различать, на какие вопросы нужно реагировать, на какие – нет. Если вопрос серьезный, касается глобальных догматических и вероучительных моментов – нужно камнем, глыбой встать на страже своего народа и Православия. А если это буря в стакане воды – то нужно просто делать выводы, а кой-чему и учиться. "Побеждай зло добром" – как говорил апостол Павел. На каждый чих отвечать не нужно.

Счастье – в моем возрасте быть с молодежью

– Отец Лев, в вашу православную гимназию хотят попасть учиться даже дети бизнесменов, что случается далеко не с каждой православной гимназией. Почему она так популярна?

– Может быть, потому, что, когда пришла идея о ее создании, я подумал о своем сыне – о том, что хотел бы, чтобы он учился там, где дают не только знания, но и несут веру. Сначала это был просто православный класс в общеобразовательной школе, в нем училось всего семь человек. И я встретил очень сильное сопротивление на этом пути не со стороны светских структур, а со стороны духовенства. Православные классы, тем более гимназии тогда некоторым казались "тлетворным влияние Запада". Про меня говорили: приехал из Европы и хочет сделать здесь Европу, а нам этого не надо. То есть работал принцип "Мне корову не надо, мне надо, чтобы и у соседа корова сдохла".

Но через два года из епархии приехала комиссия, посмотрела, и патриарх Алексий II назначил меня ректором православной гимназии. И опять пришлось пройти через жернова сопротивления. Сейчас все это позади. Я рад, что уровень гимназии хороший, у нас стопроцентная поступаемость в лучшие вузы страны: в МГУ, Академию им. Сеченова, МГИМО.

– Вам удалось не только гимназию основать, но и в светском вузе создать теологический факультет. Сегодня многие студенты – ваши духовные дети...

– Кафедра открылась в 2001 году, и первые два года были очень сложными. Тоже было и недоверие, и сопротивление. Я очень старался, чтобы студенты приходили на исповедь, причащались, специально так строил расписание. Например, в среду у нас первая пара – литургия. Я хотел, чтобы у нас со студентами были личные, доверительные отношения. И проявлял инициативу, подходил, спрашивал, обнимал. Ведь если я не сделаю первый шаг, человек тоже его не сделает, постесняется, не откроется. Ты даешь частицу себя и что-то, может быть, получишь взамен. Это же счастье. Так получилось, что моя работа – это счастье. Счастье – в моем возрасте быть с молодежью.

– Кафедра теологии работает при светском вузе – бывает, что поступают "ницшеанцы", а к курсу третьему каша в голове исчезает?

– Нет, к концу первого курса уже каши нет. (Смеется.) Серьезно. Иначе это не работа. Ребята нормальные поступают. Просто самому нужно быть собранным. Было как-то – один пришел и говорит: "Это светский вуз, не надо меня за веру агитировать". Я спрашиваю: "А почему же ты выбрал теологию?" "А вот мне интересно посмотреть-послушать". Посмотрел-послушал и стал добрым христианином. Главное, чтобы здесь был диалог, основанный на уважении к человеку, а не насилие, желание настоять на своем.

Мне не стыдно вспоминать своих выпускников, все работают в разных местах, одна девочка даже где-то в УМВД работает. Кафедра состоялась. Несколько человек рукоположены, в преподавательском составе есть даже епископ – Алексинский и Белевский Серафим.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама