ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Как убить человека, превратив его в символ

"Мы позволяем совершенно неизвестным нам личностям стать выразителями наших чувств, просто потому, что их осудили и теперь неудобно говорить, что суд или болезнь сами по себе не делают людей лучше"

Андрей Зайцев :: 16 августа 2012

Когда античный грек хотел устроить тайную встречу с нужным ему человеком, он мог разломать пополам предмет, взять себе половину, а оставшуюся часть послать другому. Позже, при свидании, можно было совместить части и восстановить цельность вещи, позволявшей отличать своих от чужих. Разломанный предмет был символом, паролем, печатью, но главная его ценность была не в самом предмете, а в том, что он обозначал.

С тех пор прошло несколько тысячелетий, и постепенно мы стали превращать в символы реальных людей. Со страниц журналов, с экранов телевизоров и мониторов в нашу жизнь врываются иконы стиля, протеста, элегантности или нонконформизма. Когда–то все эти люди имели семьи, детей, биографии. Они могли любить есть по утрам борщ или предпочитали яичницу с ветчиной. Они плакали и смеялись, дружили и расставались, совершали подвиги и подлости, но все это было в прошлом, поскольку они обесчеловечились и превратились лишь в свою функцию.

К сожалению, этот процесс затронул и Церковь – еще несколько лет назад имя Николая II или блаженной Матроны были своеобразными системами деления мира на своих и чужих. При этом Николай Александрович Романов или реальная женщина по имени Матрона, жившая в Москве, их жизнь и судьба мало интересовали поклонников, гораздо важнее было произнести нужную формулу о "царе-мученике" или "о Матронушке", чтобы всем стало понятно, с кем ты имеешь дело.

Точно такими же формулами человек стал пользоваться и за пределами храмов. На первый взгляд жить в эпоху сплошных символов чрезвычайно удобно – вместо тонких оттенков смысла, опасности узнавания человека с помощью долгих разговоров можно носить с собой, подобно героям Свифта, мешок с нужными вещами, чтобы в любой момент предъявить их на таможне той или иной тусовки. Произносишь магическую формулу и проходишь в Зазеркалье, где тебя якобы окружают единомышленники. У Владимира Войновича есть прекрасная иллюстрация на эту тему. В самом начале войны Какие надо органы забирают к себе старика-сапожника по подозрению в шпионаже. Эти самые органы встречают его "дружеским" избиением, а потом с ужасом узнают, что фамилия старика – Сталин. С этого момента ситуация меняется кардинальным образом: если другие представители НКВД узнают, что лейтенант Миляга бил Сталина, то его участь будет крайне плачевной, поскольку нужная фамилия перечеркивает тот факт, что старик не родственник И. В. Сталина и даже никогда его не видел. Строчка в протоколе окажется важнее человеческой судьбы.

Сегодня, оглядываясь по сторонам, я все чаще замечаю людей, желающих найти для других нужное место на полке человеческих взаимоотношений. Как правило, полок бывает всего две – черная и белая. На первой расположилось "прогрессивное человечество", борющееся с отсталой Церковью или страшной государственной машиной, на второй – фанатики, приспособленцы и конъюнктурщики. В зависимости от взглядов владельца шкафа с людьми-символами, хорошими могут стать совершенно другие люди, но суть дела от этого не меняется. В этой страшной системе нет места человеку с его радостью и болью: он может искать компромиссы, может цитировать наизусть прекрасных поэтов, может "разговаривать языками человеческими и ангельскими", но все это окажется тщетным. На него наклеен соответствующий ярлык, и он рассортирован в соответствующий список друзей или врагов.

К счастью люди – это не банки с надписями, а потому можно вырваться из символического Зазеркалья. В одной из пьес Беккета зритель видит на сцене урны с кремированным прахом, которые неожиданно очеловечиваются. За пределами смерти они начинают разговаривать друг с другом, начинают узнавать, кем они были при жизни, и в результате оказывается, что до этого момента им как раз и не хватало таких бесед. При жизни они были символами, играли чужие роли, подбирали нужные половинки ко множеству вещей, а сейчас они освободились и могут быть просто самими собой. Наши отношения даже с самыми близкими людьми завалены такими символами, из-за чего мы не слышим никого вокруг. Мы позволяем совершенно неизвестным нам личностям стать выразителями наших чувств, просто потому, что их осудили и теперь неудобно говорить, что суд или болезнь сами по себе не делают людей лучше. Обезличив их, сделав из них "символ благонамеренности и чистоты" мы заковываем их в плен наших ожиданий. Человек-символ начинает относиться к своим словам и действиям, как чему-то значительному, и расплата за чужую роль бывает очень болезненной.

В фильме Вуди Аллена "Римские приключения" телевизионщики делают на несколько дней звездой обычного клерка. Неожиданно на него налетает толпа журналистов и спрашивает, что он ел на завтрак, как он брился утром или что он думает о разном фасоне трусов. Мужчина очень быстро привыкает к популярности, начинает чувствовать себя тем самым символом, необходимым каждому, а потом все резко кончается. Герой остается на пустой дороге, журналисты мгновенно находят себе новый символ, и лишь усилие воли и наличие семьи позволяют недавней звезде не сойти с ума, вернувшись к нормальной жизни. Жизнь страшнее фильмов Аллена и, превратив кого-то в "икону", мы сильно рискуем сломать ему жизнь, снова превратив его символ в первоначальном значении. Разбитый нами человек будет не жить, а бороться, не любить, а совершать половой акт в публичном месте, он лишится имени и лица, надев на себя яркую маску. Он даже может превратиться в урну наполненную прахом, и тогда каждый из нас будет нести ответственность за это невольное убийство.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама