ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Спас на любой вкус

Алла Красинская :: 17 августа 2012

"Первый Спас – на воде стоят, второй Спас  – яблоки едят, третий Спас – на зеленых горах холсты подают". Медовый, Яблочный, Ореховый – три Спаса сменяют друг друга в течение августа, и каждый из них, согласно народным традициям, следует отмечать особенным образом.

НА ПЕРВЫЙ СПАС И НИЩИЙ МЕДКУ ПОПРОБУЕТ

Первый Спас, что отмечают 14 августа, чаще всего называют Медовым. Именно к этому дню соты в ульях заполнялись, пчелы переставали приносить мед, и пасечники начинали его "ломать", а затем несли в храм, дабы освятить. Абсолютно весь – ведь если утаить хотя бы капельку, кара (во всяком случае, так считали наши предки) неминуема. Считалось, что мед, собранный в этот день, обладает особой силой и пригоден для лечения большинства болезней. Свежим медом, после его освящения, угощали всех знакомых и незнакомых, да и сами пробу снимали. Верили: если в тот момент, когда подносишь ко рту первую ложку, загадать желание, оно непременно сбудется.

Есть у первого Спаса и другое название – Маковей. Пострадавшие за веру братья Маккавеи тут не при чем, хотя день их памяти отмечается именно 14 августа. Просто созвучны названия. Зато праздник имеет прямое отношение к маку, который начинали собирать к середине августа. К праздничному столу непременно подавали блюда с маком и, разумеется, с медом. Начинали трапезу блинами. В специальной посуде, что называлась макальником или макитрой, смешивали мед с маком и (уж извините за тавтологию) макали в сладкую смесь блины. В праздничном меню значились также пироги, рулеты, булочки и пряники. Конечно, с маком и медом.

В день Маковея молодежь выходила на улицы, водила хороводы с песнями и шутливыми заигрышами. Заневестившиеся девицы обсыпали потенциальных женихов маком, припевая при этом: "Маки, маки, маковицы, золотые головицы!" А еще считалось, что мак защищает дом от нечистой силы. В церкви освящали букет – маковейчик, который и должен был оберегать дом до наступления следующего Медового Спаса.

В день первого Спаса в центральной и южной полосе России начинался ранний посев озимой ржи ("Первый Спас – первый сев", "На Первый Спас паши под озимь, сей рожь, готовь гумна и овины"). Перед началом сева семена освящали.

Есть у первого Спаса и еще одно название – Мокрый. 14 августа принято чествовать воду и освящать новые колодцы (согласно древним преданиям, князь Владимир крестил Киевскую Русь в последний летний месяц). Хотите следовать народным традициям? Тогда непременно искупайтесь в открытом водоеме, ибо вода, согласно поверьям, приобретает магическую силу – и грехи смывает, и от болезней и бед спасает. На первый Спас в обязательном порядке купали в реке и лошадей. Считалось, что праздничная вода даст лошадке-кормилице здоровье и силу. Но после первого Спаса заводить лошадей в воду было нельзя. Да и самим купаться возбранялось  – можно было заболеть, а то и вовсе утонуть. И, наконец, считалось, что "первый Спас бабьи грехи замаливает". Так что если есть на даме какой грешок, в этот день он ей простится...

ПРИШЕЛ СПАС – ЯБЛОКО ПРИПАС

19 августа отмечают Спас второй  – Яблочный. В этот день было принято собирать яблоки и относить их в церковь для освящения. Истинно верующий человек от Пасхи до Яблочного Спаса к яблокам не прикасался, а если и случался такой грех, то для его искупления нельзя было есть яблоки еще целых сорок дней после наступления праздника. Особенно этого запрета должны были придерживаться те родители, у которых дети умерли в младенчестве. В народе бытовало поверье, что на том свете Дева Мария раздает детям золотые яблочки, но не всем, а только тем, чьи мамы и папы на земле не нарушили запрета.

Во второй Спас яблоками следовало угощать всех, знакомых и незнакомых, а особенно нищих. Причем дожидаться, пока бедняк попросит подаяния, не следовало. Завидев такого человека, нужно было вдоволь оделить его яблоками и прочими овощами и фруктами, если таковые имелись в наличии. Дурной приметой считалось вовсе не встретить бедняка на Яблочный Спас. Это означало, что в будущем году урожай вас, мягко говоря, разочарует. Дабы обезопасить себя от подобной неприятности, люди, запасшись дарами земли, направлялись к церкви , где на паперти всегда можно было встретить искомых сограждан. Ну а если кто болел, освященные яблоки приносили ему домой. И самим в этот день нужно было съесть хотя бы одно яблочко с медом. Считалось, что это подарит здоровье на весь грядущий год.

В праздник традиционно пекли яблочные пироги и добавляли яблоки в самые разные блюда. Со Спаса начинали заготавливать яблоки и на зиму. "Летние" сорта шли на варенье, "зимние" – оставляли впрок. Собирали фрукты на заре и от росы не вытирали, чтобы сохранился естественный защитный слой.

Все уборочные работы на поле следовало закончить до Яблочного Спаса. В народе говорили: "После Второго Спаса – дождь хлебогной". Считалось, что любой дождь после 19 августа погубит несжатый хлеб – собранное зерно начнет преть, а мука, смолотая из него, будет пахнуть плесенью.

На Яблочный Спас на Руси традиционно устраивали народные гуляния и ярмарки: считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной. Вечером, выйдя в широкое поле, селяне непременно встречали закат. По погоде в день праздника определяли погоду грядущей осенью и зимой. Сухой день сулил и сухую осень, мокрый – соответственно, сырую, а ясный  – суровую зиму.

ТРЕТИЙ СПАС ХЛЕБА ПРИПАС

29 августа наступает последний, третий Спас, который называют Ореховым, Хлебным и Спасом на холсте.

Именно под занавес августа поспевали лесные орехи. Прежде чем всем женским составом села отправиться по орехи, в лес делегировалась одна из опытных сборщиц, которая снимала первый урожай, задавала "норму" остальным. Собранные орехи ссыпали на расстеленные по лесной поляне тканые ковры. Существовали особые "ореховые" приметы и гадания. Например, первый сорванный орех обязательно следовало съесть, чтобы "прочитать" ход ближайших жизненных перспектив: пустой сулил перемены, гнилой – неприятности, горький – измену суженого, сладкий – счастье в любви, зрелый – благополучное решение проблем, а недозревший – важные новости. Два сросшихся между собой ореха полагалось уложить не на ковер, а в корзинку, причем непременно левой рукой. В этом случае в доме той, что его нашла, весь год будет достаток. Чтобы узнать, сбудется ли, что было загадано, следовало бросить орех в костер. Если он вспыхивал, мечта просто обязана была осуществиться.

Впрочем, не орехом единым. 29 августа обязательно следовало испечь хлеб и настряпать пирогов из муки нового урожая. И обязательно покрошить угощение ласточкам. В народе верили, что улетающие в теплые края птицы, поднявшись в небо, пообщаются с предками рода, а предки, получив весточку, непременно своих потомков поддержат и от злых людей и нечистой силы защитят.

Третье название праздника последних августовских дней – Спас на полотне, или Холщовый Спас. По православному календарю отмечают перенесение Нерукотворного образа Спасителя, возникшего на полотнище, когда Христос утер им лицо. Этот день считался весьма благоприятным для торговли полотном и холстами. Женщины приберегали приобретенное 29 августа полотно для своего младшенького. Считалось, что если сшить малышу из него рубашонку, то принесет она ему удачу.

Источник: Культура

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама