"Первый Спас на воде стоят, второй Спас яблоки едят, третий Спас на зеленых горах холсты подают". Медовый, Яблочный, Ореховый три Спаса сменяют друг друга в течение августа, и каждый из них, согласно народным традициям, следует отмечать особенным образом.
НА ПЕРВЫЙ СПАС И НИЩИЙ МЕДКУ ПОПРОБУЕТ
Первый Спас, что отмечают 14 августа, чаще всего называют Медовым. Именно к этому дню соты в ульях заполнялись, пчелы переставали приносить мед, и пасечники начинали его "ломать", а затем несли в храм, дабы освятить. Абсолютно весь ведь если утаить хотя бы капельку, кара (во всяком случае, так считали наши предки) неминуема. Считалось, что мед, собранный в этот день, обладает особой силой и пригоден для лечения большинства болезней. Свежим медом, после его освящения, угощали всех знакомых и незнакомых, да и сами пробу снимали. Верили: если в тот момент, когда подносишь ко рту первую ложку, загадать желание, оно непременно сбудется.
Есть у первого Спаса и другое название Маковей. Пострадавшие за веру братья Маккавеи тут не при чем, хотя день их памяти отмечается именно 14 августа. Просто созвучны названия. Зато праздник имеет прямое отношение к маку, который начинали собирать к середине августа. К праздничному столу непременно подавали блюда с маком и, разумеется, с медом. Начинали трапезу блинами. В специальной посуде, что называлась макальником или макитрой, смешивали мед с маком и (уж извините за тавтологию) макали в сладкую смесь блины. В праздничном меню значились также пироги, рулеты, булочки и пряники. Конечно, с маком и медом.
В день Маковея молодежь выходила на улицы, водила хороводы с песнями и шутливыми заигрышами. Заневестившиеся девицы обсыпали потенциальных женихов маком, припевая при этом: "Маки, маки, маковицы, золотые головицы!" А еще считалось, что мак защищает дом от нечистой силы. В церкви освящали букет маковейчик, который и должен был оберегать дом до наступления следующего Медового Спаса.
В день первого Спаса в центральной и южной полосе России начинался ранний посев озимой ржи ("Первый Спас первый сев", "На Первый Спас паши под озимь, сей рожь, готовь гумна и овины"). Перед началом сева семена освящали.
Есть у первого Спаса и еще одно название Мокрый. 14 августа принято чествовать воду и освящать новые колодцы (согласно древним преданиям, князь Владимир крестил Киевскую Русь в последний летний месяц). Хотите следовать народным традициям? Тогда непременно искупайтесь в открытом водоеме, ибо вода, согласно поверьям, приобретает магическую силу и грехи смывает, и от болезней и бед спасает. На первый Спас в обязательном порядке купали в реке и лошадей. Считалось, что праздничная вода даст лошадке-кормилице здоровье и силу. Но после первого Спаса заводить лошадей в воду было нельзя. Да и самим купаться возбранялось можно было заболеть, а то и вовсе утонуть. И, наконец, считалось, что "первый Спас бабьи грехи замаливает". Так что если есть на даме какой грешок, в этот день он ей простится...
ПРИШЕЛ СПАС ЯБЛОКО ПРИПАС
19 августа отмечают Спас второй Яблочный. В этот день было принято собирать яблоки и относить их в церковь для освящения. Истинно верующий человек от Пасхи до Яблочного Спаса к яблокам не прикасался, а если и случался такой грех, то для его искупления нельзя было есть яблоки еще целых сорок дней после наступления праздника. Особенно этого запрета должны были придерживаться те родители, у которых дети умерли в младенчестве. В народе бытовало поверье, что на том свете Дева Мария раздает детям золотые яблочки, но не всем, а только тем, чьи мамы и папы на земле не нарушили запрета.
Во второй Спас яблоками следовало угощать всех, знакомых и незнакомых, а особенно нищих. Причем дожидаться, пока бедняк попросит подаяния, не следовало. Завидев такого человека, нужно было вдоволь оделить его яблоками и прочими овощами и фруктами, если таковые имелись в наличии. Дурной приметой считалось вовсе не встретить бедняка на Яблочный Спас. Это означало, что в будущем году урожай вас, мягко говоря, разочарует. Дабы обезопасить себя от подобной неприятности, люди, запасшись дарами земли, направлялись к церкви , где на паперти всегда можно было встретить искомых сограждан. Ну а если кто болел, освященные яблоки приносили ему домой. И самим в этот день нужно было съесть хотя бы одно яблочко с медом. Считалось, что это подарит здоровье на весь грядущий год.
В праздник традиционно пекли яблочные пироги и добавляли яблоки в самые разные блюда. Со Спаса начинали заготавливать яблоки и на зиму. "Летние" сорта шли на варенье, "зимние" оставляли впрок. Собирали фрукты на заре и от росы не вытирали, чтобы сохранился естественный защитный слой.
Все уборочные работы на поле следовало закончить до Яблочного Спаса. В народе говорили: "После Второго Спаса дождь хлебогной". Считалось, что любой дождь после 19 августа погубит несжатый хлеб собранное зерно начнет преть, а мука, смолотая из него, будет пахнуть плесенью.
На Яблочный Спас на Руси традиционно устраивали народные гуляния и ярмарки: считалось, что торговля в этот день будет особенно благоприятной. Вечером, выйдя в широкое поле, селяне непременно встречали закат. По погоде в день праздника определяли погоду грядущей осенью и зимой. Сухой день сулил и сухую осень, мокрый соответственно, сырую, а ясный суровую зиму.
ТРЕТИЙ СПАС ХЛЕБА ПРИПАС
29 августа наступает последний, третий Спас, который называют Ореховым, Хлебным и Спасом на холсте.
Именно под занавес августа поспевали лесные орехи. Прежде чем всем женским составом села отправиться по орехи, в лес делегировалась одна из опытных сборщиц, которая снимала первый урожай, задавала "норму" остальным. Собранные орехи ссыпали на расстеленные по лесной поляне тканые ковры. Существовали особые "ореховые" приметы и гадания. Например, первый сорванный орех обязательно следовало съесть, чтобы "прочитать" ход ближайших жизненных перспектив: пустой сулил перемены, гнилой неприятности, горький измену суженого, сладкий счастье в любви, зрелый благополучное решение проблем, а недозревший важные новости. Два сросшихся между собой ореха полагалось уложить не на ковер, а в корзинку, причем непременно левой рукой. В этом случае в доме той, что его нашла, весь год будет достаток. Чтобы узнать, сбудется ли, что было загадано, следовало бросить орех в костер. Если он вспыхивал, мечта просто обязана была осуществиться.
Впрочем, не орехом единым. 29 августа обязательно следовало испечь хлеб и настряпать пирогов из муки нового урожая. И обязательно покрошить угощение ласточкам. В народе верили, что улетающие в теплые края птицы, поднявшись в небо, пообщаются с предками рода, а предки, получив весточку, непременно своих потомков поддержат и от злых людей и нечистой силы защитят.
Третье название праздника последних августовских дней Спас на полотне, или Холщовый Спас. По православному календарю отмечают перенесение Нерукотворного образа Спасителя, возникшего на полотнище, когда Христос утер им лицо. Этот день считался весьма благоприятным для торговли полотном и холстами. Женщины приберегали приобретенное 29 августа полотно для своего младшенького. Считалось, что если сшить малышу из него рубашонку, то принесет она ему удачу.
Источник: Культура