Православные активисты" ворвались на спектакль про PR Театра.doc с криками "Покайтесь!". Как такие акции влияют на образ Православия и что делать с информационным всплеском? Отвечает заведующая кафедрой журналистики Российского Православного университета, советник председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви, кандидат политических наук, Елена Жосул.
Первый вопрос, который возникает, это все "взаправду" православная молодежь, прихожане каких-то храмов – или это чья-то очередная хитрая разводка? Потому как с такими друзьями нам не нужно врагов, а с такими "активистами" черных антицерковных пиарщиков. Вся мрачная работа по очередному представлению Церкви и церковной общественности в идиотическом свете делается руками таких делателей, берущих на себя – по личной либо чьей-то внешней воле миссию деятельных защитников веры.
И этот самый первый вопрос – оправдан, потому что в наших условиях оба варианта ответа – возможны. Если поверить в подлинность и искренность действий этих так называемых православных активистов, то, откровенно говоря, главное, что хочется им сказать, "не умеешь – не берись". Не умеешь качественно, мастерски и – самое главное – остроумно противостоять современному акционизму в его антицерковной ипостаси – лучше не высовывайся. Потому что ты всё равно всё испортишь. Публично осудить творимое псевдохудожественное безобразие – найдутся и без тебя уполномоченные лица, официальные представители Церкви, и мнение их всеми будет услышано. А вот твоя дубина народной православной войны и кулак на скуле молодой дуры, пришедшей поддержать панк-молебен к зданию суда, будут расценены светским обществом как хамское хулиганство, а Церковью – как медвежья услуга.
Конечно, протест протесту и возмущение возмущению – рознь. Увидеть на улице демонстративное надругательство над святыней и не вмешаться, снимать на камеру спиливание поклонного креста вместо того, чтобы выхватить у хулигана бензопилу, конечно, это недостойная и пораженческая позиция для верующего. Свои святыни нужно защищать. Но хороша ли защита, если в результате она выглядит как напористая дуболомная провокация? Ты вправе защищать святыни не только через оборону, но через активное наступление лишь в случае безупречного владения инструментом противника. Наши православные общественники, в отличие от неправославных активистов всех мастей, к сожалению, практически не владеют методами и техниками современного публичного искусства, на языке которого сегодня все чаще принято продвигать либо ниспровергать те или иные ценности.
А – жаль. Мне очень хотелось бы в один прекрасный день обнаружить, как СМИ пестрят заголовками про неожиданную инсталляцию где-нибудь в центре Москвы, которая мастерски высмеивает ущербную психологию кощунников. Или прочитать про движение молодых православных художников-акционистов, которым удается через различные арт-методы иронизировать над врагами Церкви. Иронизировать не оскорбительно, не агрессивно и не злобно – но обезоруживающе... Пока же приходится читать про очередные нелепые выходки странных молодых людей, узурпировавших нишу активной части молодой православной общественности – во всяком случае, в публичном поле.
Информационный всплеск обычно краткосрочен, он быстро оседает – а вот репутационный осадок может сохраниться надолго. В глазах общества православные активисты еще долго будут выглядеть маловоспитанными категоричными ребятами с хулиганскими замашками, не способными к внятному диалогу. И перебить такое впечатление может только альтернативное действие – предложение со стороны православной интеллектуальной части общества такой формы защиты своей веры, которая будет очевидна и ясна другой, не православной, но также интеллектуальной его части. Говорить с миром надо уметь еще и языком арт-салона, а не только рабочей слободки.
Источник: Православие и мир