ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Поругание святыни, почитание святыни

Диакон Павел Сержантов :: 11 сентября 2012

Нет такой религии на свете, святыни которой всегда оставались бы без поругания.

На минуточку представим себе: живет некий народ, исповедует некую религию, проходят десятилетия и века, и его святыни ни разу не подвергались поруганию. Бывает такое? Нет. Не бывает, чтобы очень долго обходилось без войны, а во время войны и на святыни обрушивается бесчестье. На войне буйствует смерть, нагнетается ненависть. Воюющие стороны частенько рассматривают осквернение святынь как пропагандистскую акцию, которая деморализует противника. Толпа с оружием в руках врывается в город, убивает, грабит и сжигает чужие храмы, наглядно показывает его жителям: "Ваши боги не помогли вам. Мы здесь хозяева. Нам будете служить, нашим богам принесете жертвы". Так случается во время военного вторжения представителей другой религии, но не только.

Бывает, что представители одной и той же религии не щадят святилища своих врагов. За последние 200 лет наш народ выиграл две войны всемирного исторического значения. Первые месяцы этих войн французские и немецкие войска стремительно занимали русские поселения вместе с православными храмами. А потом русские солдаты гнали их прочь. И видели, как наши враги, признающие себя христианами, католиками и протестантами, превращали христианские храмы в конюшни. Многие церкви были разгромлены и загажены, но затем восстановлены, освящены, в них до сих пор служат Богу.

Другой эпизод из этой серии, не такой давний: во время войны в Чечне боевики, признающие себя мусульманами, захватили мечеть в дагестанском селе. Их оттуда вытеснили, про военную операцию сняли телерепортаж. Большой вышел репортаж, в нем был один важный момент. С болью рассказывал местный житель, как после всех перестрелок односельчане пришли в мечеть: "Ковры украдены. На полу шприцы, кровь, кал". Действительно, нет такой религии, святыни которой не подвергались бы поруганию. Вопрос не столько в самом поругании, сколько в другом. Что это за святыни? Что произошло после поругания? Как к святыням относятся люди, которые их считают святынями?

* * *

Нелегко об этом думать в наши дни, современный человек в значительной мере растерял чувство святыни. Впрочем, свято место пусто не бывает. Потому святое место в жизни современных людей часто занимают ложные святыни, идолы. Уже в эпоху Средневековья легкомысленные затейники из католической Западной Европы порой позволяли себе карнавальное осмеяние христианских святынь, в другие дни те же люди поклонялись этим святыням. Впоследствии радикальные протестантские движения с энтузиазмом попирают католические алтари, полагая, что тем самым они утверждают веру в Библию. С эпохи Возрождения происходит смещение религиозных интересов, становится модным поминать полузабытые имена древних олимпийских богов, а святые для христиан имена произносятся с заметным оттенком уничижения.

Профанация христианских святынь с эпохи Просвещения облекается в научные ризы: "Наука доказала, что бога нет, Евангелия исторически недостоверны". И опять свято место не остается пустым. Радикальные идеологи Просвещения ниспровергают христианские святыни, объявляют их смехотворными предрассудками и воздвигают свою собственную святыню, вернее, идол – человеческий разум. До того обожествляется разум, что лишь кровавая баня французской революции, русской революции и немецкого тоталитаризма заставляет думающих людей отказаться от идолопоклонства перед разумом. Многих думающих людей, впрочем не всех. И до сих пор звучат застарелые революционные призывы: "Свобода (от христианской религии), равенство (феминисток с занявшими высокие посты мужчинами), братство (без веры в общего небесного Отца)". В наши дни революционные лозунги, давно утратившие актуальность, обновляют, дописывают к ним свежеиспеченные слова: вместо "разоблачения поповских чудес" говорят про десакрализацию культовых объектов, вместо "бога нет" говорят, что "бог – это симулякр".

Нам хорошо знакомы программы десакрализации, запущенные в масштабе огромной страны. Партия Ленина-Сталина добилась впечатляющих результатов по части принудительной десакрализации, десятки тысяч православных храмов были разграблены святотатцами, превращены в хозяйственные постройки. Пишут, что перед войной в Русской Церкви оставалось около сотни действующих храмов. С трудом верится в реальность этой чудовищной статистики. Как выстояла наша Церковь под таким жесточайшим натиском? Слава Богу, выстояла и даже вернула многим своим святыням надлежащий вид.

Советское общество в целом было торжественно объявлено безбожным, научно-атеистическим. Однако в нем насаждался настоящий культ личности – Сталина обожествляли. О другом атеистическом вожде провозглашали здравицу в религиозной тональности: "Ленин – наш Демиург". Работы Маркса и Энгельса заменили собой непогрешимое Священное Писание. Критическое отношение к работам великих вождей пролетариата вменялось гражданам страны как тяжкое преступление. Бросить в мусорную корзину газету с изображением Сталина считалось попранием величайшего достояния всего советского народа, люди за эту оплошность шли в концлагеря. Вот такая программа десакрализации: кто отказался от подлинных святынь, обрек себя на поклонение мнимым святыням.

Времена тоталитаризма с его кровожадными святынями канули в лету, наступила пора либерализма. И здесь мы видим отказ от христианских святынь в пользу нового культа – на очереди идолы массовой культуры. Потребители массовой культуры называют продукты массовой культуры именами из религиозного лексикона. Прислушаемся: мистический фильм "Ворон"; поп-дива Мадонна (она и богиня, и "славная Владычица наша"); культовый режиссер Тарантино; рядом со своими кумирами сфотографировались фанаты группы "Kreator" (англ. искаж.: Творец); Вселенский собор в изображении Сальвадора Дали; рок-гуру Дио (итал.: Бог) дал эксклюзивное интервью. Во всех этих наименованиях просматривается нарочно встроенный религиозный подтекст. За этим стоят идолы нашего времени, у них есть фанатичные поклонники. В наши дни автограф культового режиссера, фотография на память с поп-дивой спокойно почитаются за величайшую святыню.

Многие из идолов массовой культуры пропагандируются с помощью кощунства, поскольку кощунство вызывает скандал и привлекает внимание к продукту. А сам продукт предлагается как прекрасная замена той святыни, над которой продукт трусовато кощунствует, предварительно заручившись гарантиями собственной безопасности. Идолы массовой культуры навязывают себя, на публике нахально демонстрируют самообожествление: "Бог – это я. Мои дорогие поклонники, я люблю вас. Я пропою и провизжу вам свою креативную песню с платинового альбома".

Идолы революции обнаружили свою несостоятельность, когда открылась большая кровь, пролитая на алтарь классовой борьбы, и стало ясно, что светлое будущее, обещанное революционерами, не наступило и не наступит. Идолы массовой культуры попроще, их "демифологизация" выполняется бескровно, в два действия, как задачка для четвертого класса школы. Идолы массовой культуры являются товарами широкого потребления, коммерческими проектами, которые прикрывают, как только они перестают быть выгодными. Если фанат, поклоняющийся такому идолу, увидит в нем смесь ненасытной жадности и надутого самолюбования, он перестанет быть фанатом и расстанется со своим божком, горько посмеиваясь над своей наивностью.

* * *

Что же такое настоящая святыня? Ветхозаветная эпоха это знала, первосвященник на своем облачении носил великие письмена: святыня Господня (см. Исх. 28:36). Его обязанностью было наставлять народ Божий, внушать ему чувство благоговения перед Единым Богом, от Которого лучится святость. И тогда, и сейчас великое дело – осознавать, что стоишь перед святыней Господней: "Я пришел к Тому, Кто меня создал и весь мир создал. Не я Его придумал, а Он – меня. Он величественнее, чем вся вселенная, и Он замечает и слышит меня, такого крошечного. Я поклоняюсь перед ним до земли, целую Крест, как престол Его спасительного присутствия. Несчастны люди, не знающие истинного Бога, они падают ниц перед тем, что не достойно поклонения. Поистине хорошо быть у Твоей святыни, Господи. Тебе подобает слава на земле и на небе, – помилуй нас, грешных людей. Просвети, Господи, помраченные умы и сердца".

Приступая к подлинной святыне, верующий человек испытывает особое духовное чувство – страх Божий. Это не страх человеческий, такой знакомый людям страх, это не разновидность болезненных фобий. Со страхом Божиим и верою приступают христиане к святыне. Этот неземной страх вселяет в наше сердце Сам Бог. Если Господь подает нам в дар страх Божий – совершается великое благодеяние, Бог спасает нас от гибели в греховной бездне, возводит нас на духовную высоту, на ступень покаяния. Он готовит нас к встрече с Собой, дабы общение с Ним было нам не в осуждение, но в жизнь вечную, никогда не иссякающую.

Источник: Православие.ру

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама