Осень начало учебного года в том числе и в воскресных школах. О том, для чего они нужны сегодняшний текст.
Мало кто из нас имеет сносное представление о сути православного вероучения, о смысле православия. Однако очень многие сегодня этим интересуются. Мы спросим: как удовлетворить такой интерес? И получим справедливый ответ: посещать богослужения, читать. Если вопросов больше, чем ответов, можно пойти учиться.
Я не могла не пойти в воскресную школу, потому что Евангелие, которое пыталась читать, изобилует ссылками на Ветхий Завет. Например: "Поминайте жену Лотову. Иже аще взыщет душу свою спасти, погубит ю ..." (Лк. 17, 32–33). Что это значит?! Может быть, если понять, кто такой Лот и что случилось с его женой, или постичь церковнославянские "иже" и "аще", станет понятным и все остальное?!
Учеба оказалась бесплатной. Трехгодичная программа, вечерние занятия два раза в неделю в среду и воскресенье. Среди учителей духовенство и воцерковленные миряне совершенно не страшные, наоборот креативные. Было тяжело. Помню, из последних сил заставляла себя конспектировать на лекциях после трудового дня. Но, оказалось, жаль утратить драгоценную информацию, и я мужественно боролась со сном от усталости и писала, писала...
Пожалуй, самое главное, что происходит в духовном учебном заведении, так называемое воцерковление, в том числе интеллектуальное. Ибо наш ум сильно нуждается в просвещении "светом разума Святого Евангелия" (молитва вечернего правила)...
"Каждый идет в воскресную школу за чем-то своим, говорит Мария Нефедова, преподаватель церковнославянского языка. Кому-то надо утвердиться в вере, кому-то надо понять, что ему вообще в этой жизни надо, воцерковленный человек идет за знаниями".
Я пошла в воскресную школу за гуманитарным образованием и сполна его получила. Например, со всей ответственностью могу сказать, что без курса церковной истории светская история была совершенно непонятной, а поэтому неинтересной и пресной. И вдруг заиграла новыми смыслами. Русская Церковь и Русская государственность начинались, оказывается, практически одновременно.
А какие бескрайние горизонты смыслов открывает церковнославянский язык? Тысячу раз употребляла слово "запад", но, только прочитав его в молитве на церковнославянском, открыла, что оно происходит от слова "западать", то есть "падать". И солнце западает, то есть падает, на западе. А востекает соответственно на востоке ("востещи" по-церковнославянски "взойти").
Эти и другие предметы входят исключительно в программу духовных учебных заведений, и их можно изучать или здесь, или самостоятельно. Например, литургическое богословие (литургика) наука о богослужении. Или догматическое богословие (догматика) система "аксиом" православного вероучения, которые, пожалуй, лучше даются людям технического склада ума. Или основное богословие, полемизирующее со всем корпусом светской философии, питая учащихся философского склада ума. Священное Писание Ветхого и Нового Завета... Церковное пение... Знаю многих, кто пришел учиться, чтобы встать на клирос, и сейчас поет на службе. (Есть в храме и народный хор, участвовать в котором может каждый. Нужно только "подойти к Рубену Маратовичу", который тоже преподает в школе). А церковное искусство? А церковная культура? А церковное право? Кстати, практически все преподаватели сами когда-то учились в воскресной школе. Зачем вообще нужно духовное образование?
Священник Александр Гелашвили, преподаватель догматического богословия:
Одно из назначений человека по отношению к себе стремление к совершенству, потому что он сотворен по образу и по подобию Божию. Совершенство в первую очередь возможно через образование, потому что только так можно развить свои способности, в том числе, духовные. Образование элемент духовной жизни, потому что помогает смиряться.
Рубен Мурадян, преподаватель церковного пения:
Учиться в воскресной школе нужно, прежде всего, затем, чтобы не только ходить на службы, но и знакомиться с христианством как таковым, с его культурой, с его огромными пластами в самых разных проявлениях. Все это дает воскресная школа в виде комплекса различных предметов.
"Для того чтобы по-настоящему воцерковиться, нужно время. В Церкви не бывает быстро", считает Елена Самсонова, преподаватель Священного Писания Нового Завета.
При этом, "чем больше ты воцерковлен, тем больше понимаешь. Однако само воцерковление тоже происходит в процессе понимания. Это взаимосвязано", замечает Мария Нефедова, преподаватель церковнославянского языка.
Что сказать об опыте изменения жизни? Она действительно меняется.
"Самое трудное было в самом начале, потому что не было никаких материалов ни книжек, ни молитвословов, ничего. Были изданы и доступны для мирян только две книги: часослов и требник. А сейчас мне в помощь интернет", делится Мария Нефедова.
"Самое трудное в деятельности педагога попытаться изложить материал так, чтобы он был интересен в каждый момент, считает Александр Самсонов, преподаватель сравнительного богословия. В любом предмете, в частности, в сравнительном богословии, есть интересные, а есть достаточно сложные, требующие долгого разбора и объяснения моменты, и кому-то это может быть неинтересно. Как сделать, чтобы слушатели воспринимали с интересом на протяжении всей лекции?"
А Библию Ветхого Завета, например, "надо читать со смирением ума, принимая во внимание нашу ограниченность в понимании того, что говорит Дух Святой, уверен Андрей Кузнецов, преподаватель Священного Писания Ветхого Завета. Если нет никакого понимания Ветхого Завета, это нормально. Плохо, если человек думает, что понимает. В Библии разворачивается история взаимодействия человечества с Богом. Настоящая новизна Нового Завета в том, что Христос сказал о Себе: "Я пришел". Все остальное в Новом Завете из Ветхого Завета. Все речи Спасителя можно разложить на цитаты из пророков".
Мария Нефедова: "Главное что дает мой предмет любовь к церковнославянскому языку, снижение страха перед ним. Люди все время боятся, что они не понимают церковнославянского, не должны его понимать. На занятиях оказывается, что он достаточно понятен. Задача понудить людей вдумываться в эти слова, в то, что они читают или слышат, пристально рассматривать каждое слово. Таким образом достигается, во-первых, понимание, во-вторых, переосмысление тех слов, с помощью которых они сейчас общаются по-русски, то есть осмысление истоков своей культуры. Необходимо понимать, какова она и как меняется.
Например, что такое прелесть? Сегодня, восторгаясь, мы говорим: "Ах, какая прелесть!" Но "прелесть" это практически "искушение", происходит от слова "лесть", которое, кстати, сохранилось в прежнем своем значении "ложь", "обман" по-церковнославянски. "Прелестник" это диавол, обманщик. И "прелесть" это самый гнусный обман!
Получается, что мы используем это слово совершенно в другом значении, чем было изначально. И самый негативный пример это "блажити". Для нас это "орать благим матом", а в церковнославянском значит "ублажать", "восхвалять". И таких слов много.
Все ли могут овладеть Вашим предметом?
В разной степени. По крайней мере, любого можно научить читать. Главное дать понять, что человек может этим пользоваться, например, читать молитвы на церковнославянском.
"В Церкви есть два основных предмета, утверждает Елена Самсонова. Православие ориентировано, прежде всего, на богослужение, поэтому необходима литургика. Новый Завет по значимости идет вслед за ней, потому что содержит в себе всю "теоретическую базу". Это "программный документ", который отражает как слова, так и дела Спасителя. Невозможно стать церковным человеком, не читая и не изучая Священного Писания Нового Завета именно в церковной среде"...
* * *
Для тех, кто страшится, с 2010 года действуют курсы "Введения в православие", которые могут быть как самостоятельными, так и подготовительными к основному отделению воскресной школы. Программа рассчитана на учащихся, которые по возрасту или по состоянию здоровья не готовы (или пока не готовы) пойти в школу.
Возможно, в будущем мы станем проводить дни открытых дверей, а пока могу сказать только, что одна из самых главных ценностей неповторимая атмосфера, которая царит на занятиях. Шутка ли, живая традиция, которая насчитывает две тысячи лет? Удивительно: окончив курс, чувствуешь что сроднился с сокурсниками. Но всех предупреждаю: не соблазняйтесь академическими отпусками из них почти никто не возвращается.
Источник: Татьянин день