ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

О неверующих реформаторах

Сергей Худиев :: 13 сентября 2012

Один из интересных парадоксов современной околоцерковной дискуссии – это парадокс неверующих реформаторов. Люди не верят в Бога, иногда заявляют об этом вполне открытым текстом, но говорят о том, что Церковь должно преобразовать и переделать. Со стороны это выглядит довольно странно – в самом деле, не будучи буддистом, я не выступаю с требованиями переустройства буддисткой сангхи; я также воздерживаюсь от раздачи ценных указаний мусульманам и иудеям, как им надлежит устраивать жизнь своих религиозных общин, и как они должны следовать своим религиозным учениям.

Если бы я попробовал этим заняться, это выглядело бы чрезвычайно глупо, да и невежливо. Чтобы иметь право голоса в том или ином сообществе, надо к нему присоединиться; чтобы быть в состоянии распорядиться этим правом, надо разбираться в тех представлениях о мире, истории, традициях и обычаях, которые определяют его идентичность.

Думаю, внешние критики Церкви согласились бы с этим – зайди речь о любой другой религиозной общине. Но вот применительно к Церкви это очевидное соображение их не удерживает. Почему? Для разных людей разные факторы могут иметь разный вес, но можно попытаться назвать некоторые из них.

Одним из факторов является влиятельность общины. Православная Церковь в России намного многочисленнее и влиятельнее, скажем, буддисткой сангхи, и поэтому внешние смотрят на нее со вниманием (и некоторой опаской). Но такая опаска могла бы породить только желание как-то сдержать влияние Церкви, выступить против нее, как чуждой силы – что некоторые и делают. Желание переделывать Церковь изнутри, чтобы она более соответствовала некоему идеалу объяснить этим нельзя.

Другой фактор – культурная идентичность. Отрицать, что мы живём в православной стране – также странно, как отрицать, что мы говорим на русском языке. Сам этот язык отражает нашу православную историю – мы говорим "спасибо", когда хотим поблагодарить, "безбожный" когда хотим выразить резкое неодобрение, мы называем последний день недели "воскресеньем" и отсчитываем годы от Рождества Христова.

Независимо от наших личных убеждений, это – культурный контекст, который формирует наше мышление, воздух, которым мы дышим. Даже когда мы восстаём против Православной Церкви, мы восстаём против своей Матери, а не против кого-то чужого. Даже среди людей, ни в малейшей степени (увы!) не воцерковленных большинство относят себя к православным. Даже человек, сбежавший из дома, продолжает воспринимать его, как дом. Люди с ампутированными конечностями могут испытывать фантомные боли там, где должна быть их нога или рука; человек, далёкий от Церкви, может испытывать фантомную боль там, где должны быть отношения с Церковью. Блудный сын, ушедший из отчего дома, оглядывается на него и тоскливо ругает его архитектуру, думает о том, что он бы "все переделал". Он не хочет ни вернуться в отчий дом, ни забыть о нем.

Третий фактор связан со вторым, но он лежит глубже. Он связан уже не с противоречием между желанием быть своим в мире христианской культуры и нежеланием войти в Церковь, а с конфликтом более глубоким, фундаментальным и трагичным.

Один мой друг, служивший людям, страдавшим от химической зависимости, говорил о том, что человек часто разрывается между двумя требованиями – "оставьте меня в покое!" и "пожалуйста, не бросайте меня!". Это верно в наших отношениях с Богом. С одной стороны, наша безумная и неукротимая мятежность хочет жить по-своему, даже когда мы понимаем, что это не приносит ничего, кроме тоски и боли, вины и стыда, опустошения и гибели. С другой, в сердце своем мы знаем, что Бог – наша единственная надежда; мы хотим верить в то, что Отец как-то вытащит, как-то спасёт нас. Довольно часто от людей воинственно неверующих приходится слышать что-то вроде "Бога нет! Но вы нам пообещайте, что он нас все равно спасёт!"

Пообещать мы этого не можем – спасение обещано любому, хоть самому пропащему грешнику, если он покается, уверует, покорится Иисусу Христу как Господу и возложит надежду на Него как на Спасителя. Но мы можем отказаться войти в дверь, и остаться за дверью. И эта дверь – не только символ. У нее есть вполне вещественное воплощение – это дверь в Церковь, где Господь пребывает среди Своих верных, где совершается Евхаристия. Из двух борющихся импульсов – "оставь меня в моей темноте" и "в покаянии прими мя", надо, наконец, выбрать один. Тогда и начнётся подлинная Реформация – только не преобразование Церкви, а преобразование себя. Бог хочет сделать из Вас святого – сияющее, вечное существо, исполненное славы и радости. Для этого нужно присоединиться к сообществу кающихся грешников.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама