ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христианство и гражданство

О словах Патриарха, секуляризации и о том, что будет с общественной моралью

Александр Щипков :: 13 сентября 2012

Духовный недуг имеет свою логику развития. Знал об этом и Федор Михайлович Достоевский, не раз и не два изображавший в своих романах траекторию грехопадения. Переступив незримую черту, душа катится под уклон с возрастающим (не как в физическом мире), ускорением... пока не вспомнит Господа и не будет поддержана его чадолюбивой дланью. Но есть и вторая черта у этого страшного маршрута. Та, после которой вспомнить о Боге мы уже не успеваем. Ultima thule, последний предел.

О том, что общество перешло некую грань, думаю, догадываются и те, кто далек он моральных и религиозных вопросов. Я имею в виду конфликт между Церковью и той частью секулярного истеблишмента, которая хотела бы "прогнуть" страну под себя.

Дело тут, конечно, не в антиклерикальных взглядах, которые уже в ХХ веке стали вполне обыденными. А в том, что сплоченная группа проповедников новых ценностей обладая серьезными медийными ресурсами принялась говорить от имени и всего общества. При этом, даже имея перевес в СМИ, она все-таки выбрала не путь идейной борьбы, а путь провокаций, который достиг кульминации в истории девушек с балаклавами и во время надругательств над поклонными крестами. Это существенно. Встав в позицию не ритора, но погромщика, они слишком "задрали" ставку. Теперь уже речь идет не о мифическом "клерикализме". Общество рискует утратить веру не в Церковь, а в существование самих моральных границ. Привыкнуть жить в опасном ощущении: все дозволено. И это вызовет куда более серьезные последствия, чем любой клерикализм и антиклерикализм вместе взятые – если, конечно, общество не выработает необходимый иммунный ответ. Проиграет не только Церковь. Проиграют все независимо от их убеждений.

Раз покатившись, красное колесо остановится не скоро.

Поэтому когда в воскресенье я увидел Патриарха Кирилла, говорящего обо всем этом с телеэкрана, я не удивился. Похоже, Патриарх очень остро чувствует: мы балансируем на краю. И считает своим долгом сказать прямо: "Сегодня, кажется, уже все силы брошены на то, чтобы раскачать нравственные основы". А затем добавляет: "Многие ведь уже давно похоронили всякую способность к самоорганизации, к защите каких-то ценностей, к защите своей позиции...".

Все это так. Слишком уж много тревожных фактов.

Вот лишь один пример. В субботу на Ходынском поле проходил митинг против коммерческой застройки. Когда-то власти обещали разбить здесь парк и вернуть месту исторический облик – восстановить разрушенный храм. Потом этот план втихомолку подменили новым, предусматривающем вместо парка транспортно-пересадочный узел, громадный торговый центр и Бог знает что еще. Жители справедливо возмутились: верните нам первый проект, заявленный при продаже квартир в новостройках.

Вот только одно "но". Организаторы митинга, судя по их резолюции, предпочли подкорректировать первоначальный план в свою сторону и убрать из будущего парка храм. Вопреки желанию верующих жителей района, которых, поверьте, немало. Ладно, это их позиция. Они ее заявили.

Но вот к месту митинга приходят представители православной общественности, чтобы заявить о своей точке зрения: "за парк, за храм, за пешеходную зону". Раздают листовки. И тут все преображается. Один из организаторов избивает верующего. А лидера православной инициативной группы почему-то волокут в отделение полицейские.

Диспозиция, наверное, ясна. Нас в очередной раз стараются убедить в том, что православные – не граждане. Что у них нет, и не может быть ни позиции, ни гражданских прав. Что на них не распространяется закон, что они не жители своей страны. Вот только призывать к "христианскому милосердию", как в истории с известной панк-группой, в данном случае как-то странно. Поэтому зовут к "смирению".

И здесь мне хочется повторить вопрос Патриарха: готовы ли мы к защите своей позиции и своих ценностей? Готовы ли почувствовать себя гражданами?

Есть такая черта христианского сознания, как "детскость". В Евангелии сказано: "Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное". Речь идет о простодушии, прощении врагов, незлопамятности. Но мы живем в жестком секулярном мире и должны соизмерять свое личное прощение с благом ближнего, с благом единоверца.

Есть ситуации, в которых христианину нужно быть еще и гражданином, чтобы защитить Церковь от посягательств. И тогда возникает необходимость отличать детскость от инфантилизма. То есть от неумения отвечать за свои поступки, от незнания своих интересов и неспособности их отстаивать.

Но именно инфантильное сознание усиленно пытаются привить Церкви ее недоброжелатели. Они говорят: если вы христиане, так прощайте и не ищите у Закона защиты от оскорбления веры. Иначе вы немилосердны и жестоковыйны. Как, вы хотите быть гражданами? Но тогда какие же вы христиане?

Подобное приходится слышать регулярно. Честно говоря, мы тоже в этом виноваты – в том, что часто не были настоящими гражданами. Сегодня наш долг перед Церковью состоит в том, чтобы избежать ложной альтернативы.

Смирение – не синоним долготерпения. Христианин может и должен быть гражданином, ради своих единоверцев и ради своих сограждан.

Чтобы все мы, верующие и неверующие, смогли остановиться у черты.

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама