Епископ Пантелеимон (Шатов) в интервью журналу "Фома" отметил, что небольшое число воцерковленных людей в России связано с десятилетиями гонений на Церковь: "Учитывая семьдесят лет небывалых гонений, и тех мер, которые были предприняты безбожниками для уничтожения Церкви, слава Богу, что люди, вообще еще сохраняют веру и называют себя православными. Ведь в XX веке были предприняты меры, которые повредили больше, чем открытые гонения, была сделана попытка исказить всю церковную структуру".
Владыка Пантелеимон подчеркнул, что церковная жизнь в советские годы искусственно ограничивалась богослужением в немногих храмов, а само совершение богослужения также сталкивалось с трудностями: "Церковная жизнь ограничивались совершением богослужений в стенах немногих храмов, даже внутри храма она отчасти регламентировалась безбожной властью. Например, нельзя было исповедовать вечером, повсеместно предпринимались попытки контролировать совершение Таинства Крещения. Нельзя было открыто заниматься миссией, воспитывать детей в вере".
Православный иерарх также призвал не сводить число православных христиан к числу воцерковленных людей: "Понимаете, мы очень часто называем церковной жизнью – посещение храма по воскресеньям, формальное участие в таинствах, еще что-то, но ведь церковная жизнь – это жизнь, отданная Христу, жизнь по Его заповедям. Я вполне допускаю, что есть люди, которые живут такой жизнью, но по каким-то причинам в храм не ходят. Если же, наоборот, человек просто ходит в храм, это еще не означает, что он уже христианин. Для этого не достаточно надеть облачения, выучить молитвы, носить крестик или знать догматику. Прежде всего, необходимо отдать свою жизнь Христу, искать Его волю и эту волю исполнять. И кто из нас христианин, а кто – нет, знает, конечно, только Бог".
Напомним, что публицист Александр Щипков некоторое время назад отметил, что число ходящих в храм не является постоянным, поскольку каждый из называющих себя православными в разные моменты жизни начинает молиться более или менее усердно, а потому нельзя сводить христиан лишь к людям, регулярно посещающим храмы.