ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Особенности национальной благотворительности

В день памяти матери Терезы Калькуттской российские благотворители анализировали свой опыт

Юлия Зайцева :: 18 сентября 2012

В чем заключается своеобразие современной благотворительности в России? Об этом 5 сентября в Культурном центре "Покровские ворота" размышляли практики – основатели и участники благотворительных движений разной направленности. Встреча была приурочена к 15-летию со дня кончины смерти матери Терезы Калькуттской (1910-1997), имя которой в ХХ в. стало символом христианского служения бедным и больным.

"Я вам не мать Тереза!" – – эта устойчивая фраза в русском языке довольно точно характеризует отношение общества к благотворительности, подметила Татьяна Краснова, координатор интернет-сообщества "Конвертик для Бога", которое оказывает помощь онкобольным детям из стран СНГ. Размышляя над тем, почему волонтеры-благотворители в большинстве случаев воспринимаются как люди странные, она отметила, что сограждане таким образом пытаются "вытеснить" из своего сознания такие проблемы, как болезнь, страдания, старость, смерть.

По словам Т. Красновой, этот непреодоленный советский менталитет и определяет особенности современной российской благотворительности. Так, каждому, кто задумал сделать нечто доброе бескорыстно, известно: "Стоит только начать что-то делать, как вас тут же поливают грязью, уличают, что вы делаете это ради пиара и т.д." К сожалению, с Т.Красновой согласились все участники вечера.

Кроме того, каждый из них сталкивался с тем, что благотворителям приходится взваливать на себя социальные функции государства, которые "не работают". Однако руководитель благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская на своем многолетнем опыте убедилась, что "надо не только брать на себя, но и заставлять государственные службы работать". При этом волонтеры, настаивая на соблюдении госучреждениями своих функций, рискуют быть изгнанными, расстаться со своими подопечными в сиротских приютах. Этот, по выражению Е. Альшанской, "стокгольмский синдром благотворителей" иногда раскалывает сообщество волонтеров: "видя ужас в конкретной больнице (детей с кровавыми опрелостями, голодных), некоторые считают, что не надо выносить сор из избы, иначе больше туда не пустят". Однако, встав на путь правозащитной деятельности и даже инициировав некоторые изменения в законодательстве, соратники Альшанской в одном из детских домов добились своего: "Нас выгнали со скандалом, а через два месяца встретили ковровой дорожкой".

Конечно, "становясь борцом с системой", благотворителю легко превратиться "в оппозиционера, встать в ригористическую позицию", с высокомерием взглянуть на тех, "кто не помогает", заметила главный редактор журнала "Нескучный сад" и сайта "Милосердие.Ру" Юлия Данилова. По ее словам, невозможно абстрагироваться от того, что выхолащивается сам смысл деятельности социальных учреждений, когда они заботятся не столько о подопечных, сколько о собственной устойчивости (например, затормаживают детей/ стариков седативными препаратами, чтобы "не мешали работать"). Однако пример матери Терезы свидетельствует: "она начала с микро-шагов, с помощи конкретным людям, не думая, что решит все социальные проблемы Индии", продолжила Ю. Данилова.

"Это вредная установка, что можно помогать только конкретному человеку в рамках сложившейся системы", – внесла полемическую ноту организатор интернет-сообщества паллиативной помощи детям, врач-педиатр Анна Сонькина. Она полагает, что необходимо сочетать "конкретную помощь" с попытками изменить устоявшиеся правила, осложняющие и без того невыносимую жизнь тяжелых больных. Так, можно организовать волонтеров для участия в паллиативном уходе за пациентами хосписа, но наряду с этим приходится поднимать вопрос о доступе к обезболивающим средствам, а это уже – проблема законодателей.

Российские благотворители охотнее дают деньги на помощь конкретному человеку, но их крайне трудно вдохновить на вклад в "развитие, просвещение, перспективу", продолжила А. Сонькина. Ю. Данилова также обратила внимание на "мифологическое сознание" российских жертвователей: в большинстве своем они готовы раскошелиться на "сухари для нищих", но отказывают, если детский дом просит что-то, выходящее за рамки пропитания, например, плазменную панель.

На вечере выступил человек, которого на каждом шагу настигают особенности российской благотворительности, – Алексей Карлов болен ДЦП, передвигается в коляске. Вместе с группой волонтеров и таких же инвалидов-колясочников он побывал в Финляндии и рассказал, что там ему, в отличие от России, ни разу не приходилось слышать благочестивое: "Через такие страдания скорее спасешься, чем хуже – тем лучше для души" и т.д. У северных соседей он обнаружил все условия для того, чтобы инвалиды могли включаться в социальную жизнь, в том числе – посещать церкви, чего, к сожалению, в России до сих пор нет.

Выступление Алексея и его помощницы завершилось важным наблюдением: волонтеров в России не много, но их сообщество раздираемо межконфессиональными противоречиями. С этим не мог не согласиться руководитель добровольческого движения "Даниловцы" Юрий Белановский. Он считает, что православным волонтерам есть чему поучиться у матери Терезы: не только ее редкой способности посвящать себя целиком конкретному человеку, которому она помогала в данный момент, но и тому, что ей удалось "растиражировать" свой опыт, обрести множество помощников в разных странах. "В современной России, в отличие от западных стран, не получается запустить благие дела так, чтобы они сами себя воспроизводили", – – посетовал Ю. Белановский.

Представительница Общества "Миссионеры милосердия" (Сестры матери Терезы), сестра Малгожата, хорошо знавшая мать Терезу, свидетельствовала о том, что все, что делала святая из Калькутты, она делала "ради Христа, ради любви к Богу". "Главное – делать то, что мы должны, а остальное – в Божьих руках", – – так обращалась мать Тереза к своим сподвижникам.

Представитель благотворительного сообщества "Together" Сергей Нидолов озабочен не столько межконфессиональными трениями, сколько разобщенностью внутри волонтерского сообщества, вне зависимости от конфессий. По его словам, различным фондам и движениям крайне трудно взаимодействовать, а уж о том, чтобы "вместе воздействовать на государство", пока говорить не приходится.

Как и следовало ожидать, разговор в большей степени сосредотачивался на проблемах и противоречиях, однако Анна Сонькина настаивала, что "все не так плохо". "Все-таки нас становится все больше, волонтерство для многих оказывается привлекательным. Может быть, наша роль состоит и в том, чтобы обращать внимание общества на серьезные проблемы, которые становятся более заметными в фокусе благотворительности", – сказала участница встречи.

Источник: Благовест-инфо

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама