ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Христианство и социализм

Сергей Худиев :: 19 сентября 2012

"Социализм" – слово, которое у нас прочно ассоциируется с атеистической диктатурой, неукротимо враждебной Церкви Христовой, да и всякому богопочитанию вообще. Но среди верующих есть люди, которые относятся к социалистическим идеям с некоторой симпатией. Есть ли у них какие-то основания для этого?

Социалистический идеал сложился именно в христианской цивилизации, именно в культуре, пронизанной Библией. При всем своем яростном и разрушительном атеизме коммунизм опирался на восприятие мира, порожденное Писанием, он был ересью, порожденной христианской цивилизацией, – ересью, которая не могла бы вырасти ни на какой другой почве. Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем (Лк 1:52,53), – каждый день звучало по всему христианскому миру. Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фес 3:10), – читали с амвонов. Действительно, обратившись к Писанию, мы найдем больше чем достаточно тем, которые звучат, страшно сказать, почти по-марксистки. Впрочем, неудивительно – потому что в марксизм они проникли из Писания. В истории Исхода Бог выступает на стороне угнетенных, против наглых, надменных, богатых, жестоких хозяев жизни. Он принимает как Свой народ людей забитых, подавленных, униженных, тех, чье достоинство попирают, чьими нуждами пренебрегают. Он ясно дает понять, на чьей Он стороне. Он на стороне бедного, пришельца, сироты и вдовы, тех, кто живет тяжким трудом, тех, кто не всегда имеет дневное пропитание. Он – их Бог. Не обижай наемника, бедного и нищего, из братьев твоих или из пришельцев твоих, которые в земле твоей, в жилищах твоих (Втор 24:14).

Пророки Ветхого Завета обрушиваются на богатеев, которые притесняют бедных и слабых, со словами сокрушительной мощи, от которых земля до сих пор ходит ходуном: Горе тем, которые постановляют несправедливые законы и пишут жестокие решения, чтобы устранить бедных от правосудия и похитить права у малосильных из народа Моего, чтобы вдов сделать добычею своею и ограбить сирот. И что вы будете делать в день посещения, когда придет гибель издалека? К кому прибегнете за помощью? И где оставите богатство ваше? Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его: вы опустошили виноградник; награбленное у бедного – в ваших домах; что вы тесните народ Мой и угнетаете бедных? говорит Господь, Господь Саваоф. Горе вам, прибавляющие дом к дому, присоединяющие поле к полю, так что другим не остается места, как будто вы одни поселены на земле. В уши мои сказал Господь Саваоф: многочисленные домы эти будут пусты, большие и красивые – без жителей (Ис 10:1 – 3, 5:8,9, 3:14,15).

Наступит день суда, когда надменные угнетатели будут низвержены: Я накажу мир за зло, и нечестивых – за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей; сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи – дороже золота Офирского. Для сего потрясу небо, и земля сдвинется с места своего от ярости Господа Саваофа, в день пылающего гнева Его (Ис 13:11 – 13).

В Новом Завете Матерь Божия говорит о том, что сильные будут низложены, богатящиеся отпущены ни с чем, сам Господь в притче о богаче и Лазаре помещает богатея, который блистательно пиршествовал, в ад, а нищего – на лоне Авраамовом. Первохристианская община, описанная в книге Деяний апостольских, жила общим имуществом: Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян 4:34,35). Эти (и очень многие другие) стихи Писания – Бог за бедных, Бог против угнетателей – побудили ряд католических богословов в ХХ веке сформулировать так называемую "теологию освобождения". Социализм казался не только совместимым с христианской верой, но и прямо следующим из нее.

Ведь в притче о Страшном Суде Господь требует отчета в том, помогли ли мы нуждающимся, отозвались ли на их страдания и нужду – и, значит, долг христиан вмешаться в социальную ситуацию, которая эти страдания и нужду порождает. Спасение – это не обещание блаженства в потустороннем мире, а то избавление от несправедливости и угнетения, которое должно совершиться здесь и сейчас. Некоторые латиноамериканские священники даже присоединились к отрядам партизан-марксистов и погибли, сражаясь с правительственными войсками.

Влияние "теологии освобождения" было сильно подорвано победой того, за что она боролась. В самом деле, одна из худших бед, которая вообще может случится с революционным движением – это его победа. Победа революций в Никарагуа и Сальвадоре не привела к мечтаемому царству свободы и человеческого достоинства. К тому времени выдохся и грандиозный советский эксперимент.

В чем же была ошибка? Не в том, что Бог за бедных, – это правда, и не в том, что Он против угнетателей, – это тоже правда, а в том, что мир без несправедливости можно (и нужно) построить человеческими силами, здесь, на земле, достаточно только отложить Библию и взять "калашников". Проблема не в том, что несправедливые социальные структуры делают людей грешниками, а в том, что наоборот, грешные люди создают несправедливые социальные структуры. Капитализм – это глубоко несправедливый строй, при котором одни покупают футбольные команды, другие не имеют необходимого. Но попытка построения социализма тоже кончилась неудачей – и за ней к нам пришла идеология безответственного и дикого капитализма, воспетого в романах Айн Рэнд.

И перед лицом человеческой алчности, гордыни, пренебрежения нуждами ближних христиане призваны к тому же, что и библейские пророки, – возвышать свой голос в защиту бедных и угнетенных. Законодательная, гражданская и благотворительная деятельность, направленная на помощь наиболее уязвимым членам общества, деятельность, во многом вдохновленная все тем же библейским посланием, уже сделала капитализм в развитых странах чем-то гораздо более человечным, чем европейский капитализм времен Маркса или латиноамериканский капитализм времен никарагуанс

Источник: Фома

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама