ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Савонарола: попытка построить град Божий на земле

Андрей Зайцев :: 21 сентября 2012

21 сентября 1452 года родился человек, которого одни считают предтечей Реформации, другие – фанатиком, уничтожавшим произведения искусства, а третьи – святым. Его звали Джироламо Савонарола, и за свою небольшую жизнь ему почти удалось на мгновенье построить "град Божий" на Земле. Этим городом была Флоренция. Где и завершилась жизнь монаха. Однако, не будем забегать вперед и посмотрим, почему этот человек пользовался таким влиянием, и почему горожане вскоре разочаровались в нем.

Будущий диктатор Флоренции родился в обеспеченной благочестивой семье и до 16 лет воспитывался под влиянием деда – Микеле Савонарола. Последний старался привить внуку любовь к наукам и крепкую веру в Бога.

О причинах ухода Савонаролы в монашество существует несколько версий. Одна из самых распространенных говорит о том, что юный Джилорамо сватался к соседской девушке – незаконнорожденной дочери знатной фамилии. Гордая девица якобы ответила юноше, что их род не может создавать семью с кем попало, на что тут же получила возражение, что законный сын достойных родителей совсем не горит желанием взять в жены бастардку. Часть исследователей при этом полагают, что отказ девушки не слишком повлиял на желание принять иночество, поскольку Джироламо хотел уйти в обитель.

По другой версии Савонарола принял решение отречься от мира после того, как услышал в церкви евангельские слова: "Оставь землю свою и дом отца твоего, иди в ту землю, которую я тебе укажу", но эта история слишком напоминает житийную мотивировку поступков праведника, а потому также не является слишком убедительной. Точно известно одно – в апреле 1474 года он бежит из дома в Болонью и поступает в доминиканский монастырь. Многие упоминают эпизод о том, что в последний вечер перед уходом Джироламо взял лютню и столь трогательно играл на ней, что его мать спросила, не является ли эта песня прощальной.

До наших дней дошло письмо Савонаролы к отцу с рассказом о том, почему он ушел в обитель. По большей части этот текст состоит из пересказа евангельских цитат и трактовки притчи о талантах, но в нем есть трогательный отрывок, показывающий, что юноше нелегко далась разлука с домом: "Скажу только, что настолько велика была моя боль и страдание мое, терзавшее сердце при одной только мысли о том, как мне предстоит вас покинуть, что если бы я обнаружил это чувство перед вами, то тогда и в самом деле сердце мое разорвалось бы на части прежде, чем я переступил бы порог отчего дома...".

В доминиканском монастыре проявились поэтические и научные таланты Савонаролы. Его стихи представляют собой благочестивые размышления молодого человека, написанные с нарочитым презрением к литературной форме. В дальнейшем это будет характерная черта его проповедей. Его манера выступать будет контрастировать с изящными гомилиями итальянских священников и епископов эпохи Возрождения, но зато будут содержать в себе глубокие знания Ветхого и Нового Заветов, что по достоинству оценят образованные люди того времени. Однако его первая попытка публичного выступления в храме в 1483 году окончилось провалом. Очевидцы отмечали, что на время проповеди в церкви осталось не более 25 человек, "считая женщин и детей", и после этого Савонарола два года читал проповеди в маленьком городке, пока не сделался пламенным обличителем пороков, известным на почти всю Италию. Однако отец Джироламо был не только обличителем греха, но и наставником монашествующих, причем некоторые из его советов вполне могут подойти и православным: "Да блюдет он язык свой, чтобы избежать не только речей непотребных, но и пустых и праздных, стараясь при этом не удлинять даже речей необходимых... Ничем демон не обманывает инока так, как говорливостью, отвлекая его таким образом от молитвы и размышления. Будучи однажды отторгнутым от них, монах утрачивает всякую силу духа, после чего лукавому ничего не стоит одержать победу над ним по прихоти своей".

Главным же оружием Савонаролы была его убежденность в том, что он выполняет пророческое служение. В его беседах цитаты из Библии часто переплетаются с собственными словами, а сам он неоднократно говорил о том, что темы для проповедей он получает от Бога. Высокая образованность, смелость и пророческий дар (некоторые из его предсказаний сбылись) в конце концов, приводят его во Флоренцию – город его триумфа и смерти. Это происходит в 1490 году, и с этого момента вся его проповедь и деятельность посвящены лишь двум вещам: желанию к скорейшему обновлению Церкви и обещанию, что Бог обрушит кару на Италию за ее грехи.

Между тем, Флоренция находилась далеко не в том положении, когда она могла бы не заметить публичных призывов к покаянию и обещаний различных бедствий от Бога. К приходу Савонаролы весь город был разделен на различные политические партии: знать боролась с бедняками, влиятельные семьи между собой. Не было спокойно и в Церкви – почти каждая обитель желала получить от Рима особый статус, хотя Флоренция была слишком горда, чтобы автоматически выполнять распоряжения Папы, если это не сулило никакой выгоды. Во главе всех интриг стояла семья Медичи, с представителями которой у Савонаролы и возникли первые конфликты. Сперва, будучи настоятелем обители Сан Марко, он нарушил традицию и не стал благодарить Лоренцо Медичи за свое избрание. Затем он неоднократно обличал его за не слишком благочестивую жизнь.

Положение Савонаролы ухудшилось, когда правителем Флоренции стал сын Лоренцо Медичи Пьеро, а Папой был избран Александр VI Борджиа. Сын Медичи запретил отцу Джироламо проповедовать, а конфликт с римским понтификом стоил нашему герою жизни.

Причиной обоих конфликтов стало желание Савонаролы одновременно реформировать и Церковь, и повседневную жизнь горожан. Папский престол он обличал в отходе от христианских заповедей, в предоставлении детям и родственникам Папы Борджия различных епископских кафедр. Рядовых же жителей Флоренции проповедник призывал отказаться от пороков, и устраивал публичные шествия с сожжением суетных вещей, в число которых попадали некоторые книги и картины, женские украшения и наряды. При этом отец Джироламо стал проповедовать лишь на одну тему – грядущие кары за грехи Церкви и Италии. Мрачный апокалиптик постепенно стал мешать и Александру Борджиа, и властям Флоренции, его реформы в период короткой диктатуры окончились провалом, и для Савонаролы настало время последних испытаний.

Александр Борджиа умел выжидать – и чередовал обличительные послания, угрозы интердикта (отлучения всей области от Церкви) с предложением Савонароле сперва места архиепископа Флоренции, а затем и кардинала. Поскольку монах не согласился на предложения Папы и продолжил обличать его в своих проповедях, Рим перешел к решительным действиям. После того как в 1498 году Савонарола публично сжег папскую анафему, Рим под угрозой интердикта потребовал выдачи монаха. 18 марта 1498 года отец Джироламо простился с народом, 7 апреля во Флоренции попытались устроить "Божий суд" через испытание огнем (тот, кто сможет пройти по костру туда-обратно и не обгореть, считается оправданным), но он не состоялся из-за обвинений в колдовстве. Пророка обвинили в трусости. На следующий день вооруженная толпа взяла монастырь Сан Марко штурмом, и Савонарола со своими сподвижниками был посажен в тюрьму. После многодневных жестоких пыток он подписал признания в том, что все его пророчества – ложь и обман. При этом даже очевидцы процесса говорили о сфабрикованности признания и приговора, что не помешало 22 мая 1498 года повесить, а затем сжечь Савонаролу, как еретика. Перед казнью над ним устроили обряд "расстрижения", и до нас дошли трогательные предсмертные слова страдальца к своим монашеским одеждам.

Через 50 лет Савонарола был оправдан Папой Павлом IV, но сама фигура этого монаха и проповедника до сих пор вызывает яростные споры. Не берясь давать окончательную оценку этой личности, отметим, что Саванарола произвел огромное впечатление как на молодого послушника Сан-Марко Михаила Триволиса, который потом удалился на Афон, и которого мы знаем как преподобного Максима Грека, так и на Микеланджело.

Источник: Нескучный сад

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама