ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Розовое христианство (часть 1)

Одинокий мыслитель против Толстого и Достоевского

Пущаев Юрий :: 27 сентября 2012

Философ и публицист Константин Леонтьев называл Льва Толстого и Федора Достоевского "розовыми христианами", и предрекал отпадение русского народа от Православия. Он был одинокой фигурой среди русских консерваторов, а его безусловная верность Церкви выразилась в том, что под конец жизни он даже стал монахом. О нем и его взглядах мы беседуем с доктором церковной истории священником Георгием Орехановым.

– Мы говорим о человеке, который при жизни находился в тени своих великих современников. Известность Леонтьева нельзя даже близко сравнить с популярностью великих русских писателей Льва Толстого и Федора Достоевского, или другого его знаменитого собеседника и оппонента – философа Владимира Соловьева. Идеи "философа реакционной романтики", как Леонтьева назвал Николай Бердяев, не были популярны среди современников и принимались ими "в штыки". Тем не менее, как оказалось впоследствии, многие его исторические прогнозы были на удивление точными, а ряд его идей продолжает оставаться крайне актуальным и поныне.

Между прочим, никто другой среди русских философов и писателей не был так тесно связан с традициями русского монашества. Леонтьев в течение очень долгого времени проживал на Афоне и в Оптиной пустыне, окормлялся у старца Амвросия Оптинского. В конце концов, он втайне от своего окружения принял монашеский постриг под именем Климент. И эти особенности его биографии накладывают серьезный отпечаток на его философию.

Консерватор, не веривший в народ-богоносец

– Отец Георгий, чем именно для нас сегодня интересен Константин Леонтьев? Почему и зачем мы сегодня к нему обращаемся?

– Леонтьев вообще мыслитель очень оригинальный и даже парадоксальный. Например, будучи по своим взглядам консерватором, он был практически единственным русским философом и публицистом, который не верил в панславизм, в то, что решающей силой в будущей Европе должен стать тесный политический и культурный союз славянских народов, обусловленный общими религиозными и культурными корнями..

Другое его отличие связано с его взглядами на русский народ. Леонтьев совершенно не был склонен его идеализировать, и в этом он тоже в итоге оказался прав. Собственно из-за этого Леонтьев и спорил с Достоевским. Достоевский не раз озвучивал идею, что именно русский народ должен сказать европейским народам последнее слово всехристианской гармонии. Эта мысль Леонтьеву была категорически не близка. Он в своих произведениях пишет: кто знает, через какое время этот народ, называемый богоносцем, станет народом, который гонит Христа и веру? Для него вообще идея всехристианской гармонии, которая должна осуществиться уже в этом мире и которую в мир якобы должен привнести именно русский народ, была абсолютно чужда, он ей активно оппонировал.

По мысли Леонтьева единственная ценность, которую русский народ может и должен отстаивать, – это Православие, которое он принял от Византии. И, конечно, здесь тоже его расхождение с консерваторами.

– А еще какие пункты расхождения были у Леонтьева с Достоевским и Толстым?

– В 1882 году, 130 лет назад вышла брошюра Леонтьева "Наши новые христиане". В ней он ставит с моей точки зрения очень важную проблему – каков характер того христианства, который на страницах своих сочинений проповедуют великие русские писатели Лев Николаевич Толстой и Федор Михайлович Достоевский. Проблема важна не только потому, что взгляд на христианство, который проповедовали русские писатели, был широко распространен в то время – в 70-80-е годы XIX века. Дело в том, что он сохраняет свою силу и поныне.

– В чем, по мнению Леонтьева, была неправильность их христианства, почему он назвал их "розовыми христианами"?

– Сейчас, кстати, в литературоведении идет целая дискуссия о термине "розовое христианство". Мне наиболее приемлемой кажется точка зрения санкт-петербургской исследовательницы Ольги Фетисенко, что термин возник благодаря тогдашней "розовой воде", которую использовали для умащения лица. То есть, термин "розовое христианство" указывает на нечто совершенно несерьезное, парфюмерное, что пахнет парикмахерской.

Главная идея Леонтьева в брошюре "Наши новые христиане" была в том, что христианство, которое проповедуют Толстой и Достоевский – это не христианство Традиции, Предания, не святоотеческое христианство, которое, с его точки зрения, сохранялось в монашеских обителях Афона и Оптиной пустыни.

В чем заключается гениальность этой брошюры Леонтьева? В ней он отзывается на рассказ Толстого "Чем люди живы" и Пушкинскую речь Достоевского. Брошюра эта вышла в 1882 году. Несмотря на то, что Леонтьев восхищался литературным талантом Толстого, он прозорливо увидел в его рассказе то, что посчитал подобием новой ереси. Хотя это, казалось бы, довольно безобидный рассказ Толстого с интересным нравоучением.

Что же касается Достоевского, то Федор Михайлович к моменту выхода брошюры уже скончался. Критика Леонтьева была обращена на его Пушкинскую речь, а также на роман "Братья Карамазовы" и образ в нем старца Зосимы.

Леонтьев почувствовал очень важную тенденцию, вообще характерную для европейской жизни XIX века. В Европе в то время распространяется очень популярный тип христианства. Он своими корнями уходит в реформацию и протестантизм. Однако европейский протестантизм XIX века – это позднее явление, связанное с немецкими поэтами-романтиками и немецкими философами (Кант, Гегель), которые все во многом творили в этом ключе. К ним еще можно причислить Эрнста Ренана c его "Жизнью Иисуса" и менее известного Давида-Фридриха Штрауса. Все они говорили о новом христианстве, в котором главное место занимают мораль и моральные принципы и в котором фактически не остается места мистике и Воскресению Христову.

Эти идеи проникают и в Россию. И, с точки зрения Леонтьева, оказалось так, что Толстой и Достоевский тоже стали проводниками подобных идей.

Конечно, что касается Толстого, то здесь с Леонтьевым вполне можно согласиться, потому что как раз вскоре после выхода брошюры "Наши новые христиане" скрытое умонастроение Толстого начинает облекаться в совершенно конкретную форму, когда стали выходить его религиозно-философские трактаты.

А вот что касается Достоевского, то очень похоже, что тут Леонтьев палку перегнул. Конечно, в творчестве Достоевского такие тенденции присутствовали. И идея всеобщего земного примирения по закону Христа не находит подтверждения в Евангелии. Это не евангельская идея. И в этом Леонтьев был совершенно прав. Но он был не прав в том, что не до конца почувствовал, какой глубокий религиозный заряд несут в себе романы Достоевского.

Можно привести одну характерную деталь. В чем Леонтьев в одном месте "Наших новых христиан" обвиняет Достоевского? Он анализирует роман "Преступление и наказание" и говорит, что Соня Мармеладова – это прекрасный образ, но беда в том, что она совершенно нецерковная. Она не ходит в Церковь, не прикладывается к чудотворным иконам и мощам.

– Но ведь в "Братьях Карамазовых", например, важную роль играют православные монахи. Алеша – послушник монастыря. Разве корректно говорить, что там нет Церкви?

– Конечно, нет. Да и сам Леонтьев говорил, что в "Братьях Карамазовых" Достоевский "уже гораздо ближе к делу". На самом деле этот аргумент Леонтьева можно обернуть против любого русского писателя. Недавно я участвовал в одном очень интересном мероприятии, на котором выступал известный филолог и писатель Алексей Николаевич Варламов. Он озвучил с моей точки зрения справедливый тезис, что у русских писателей есть какая-то проблема с церковностью, даже у самых религиозных. Возьмите, например, произведения Пушкина. Где в них Церковь, священники, монахи, более широко, церковный взгляд на вещи? У Гоголя – только в "Избранных местах из переписки с друзьями", но довольно бледно и неконкретно. Тургенев – тоже, понятно, нет. Лесков свои симпатии скорее отдает старообрядцам. У Толстого ни в "Войне и мире", ни в "Анне Карениной" Церкви тоже практически нет.

Так что этот тезис, направленный против Достоевского, может быть направлен против любого русского писателя. Это проблема всей русской литературы в целом. Она, будучи христианской по своим корням и неся читателям высокий нравственный заряд, тем не менее, имела проблемы с церковностью.

Источник: Фома

См. также
Юрий Пущаев
Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама