В настоящее время серьезно обострились дискуссии по поводу религиозного радикализма.
О том, насколько актуальна эта проблема, а также о способах укрепления укоренившихся общественных устоев, традиций и веры наш разговор с членом Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Иваном Саввиди.
Иван Игнатьевич, как бы вы оценили моральное состояние современного общества?
Основные человеческие ценности становятся вторичными. В силу разных причин в обществе возрастает агрессивность. Этому способствуют, конечно, экономические и политически катаклизмы глобального и локального характера. Соблазнов масса, а способов реализовать свои желания не так уж много. Но мы забываем, что святые апостолы просили Господа избавить от лукавого и не вводить в искушение. Я бы сказал, что сегодня состояние любого человека и общества в целом это испытание искушением, не выдержав которое многие становятся на путь агрессии. У православного народа совсем другой психоэмоциональный фон. Быть может, мы даже более ранимы в силу того, что гуманные ценности ставим во главу угла. Мы тысячелетиями воспитывались в долготерпении, толерантности и уважении к другому человеку. Настолько, насколько вообще возможно управлять своим внутренним миром, православный человек пытается это делать. И зачастую мы не осознаем, что, облагораживая себя, снизить агрессию, которая существует вокруг нас, не всегда удается. В этой связи мы становимся еще более уязвимыми, а реакционные силы еще более активными.
В такой ситуации чем упорнее навязывается светский образ жизни в отрыве от фундаментальных традиций народа, тем слабее мы становимся. Думаю, насильственное внедрение чуждого религиозному человеку менталитета вполне можно назвать светским радикализмом. Вот небольшой, но очень характерный пример. Кому-то не нравится, что в храме продают свечи. Но это наши обычаи. Я хочу прийти в церковь , купить свечи и поставить их за здравие или за упокой. Так делали мои предки, такая возможность должна быть и у меня. Если кому-то не нравятся наши традиции, просто не заходите в храм, но не критикуйте то, что принято у других и является частью культуры. Думаю, что светские законы должны произрастать из традиций и соответствовать устоям общества. Они не должны навязываться сверху и противоречить моральным принципам людей.
Что для вас означает религиозный радикализм?
Такого понятия для меня не существует. Ведь никто никого не приводит в храм против его воли. Защита своих традиций и укоренившихся на данной территории общественных устоев и законов, право веровать, как заповедали предки, не есть религиозный радикализм. Гораздо более важная проблема сохранение традиций народа. Это как панцирь, который делает нас более защищенными. Еще Конфуций говорил: "Чтобы сохранить народ, надо укреплять его традиции". Последовательное сбережение особенностей и социальных принципов существования православной общности, грамотный отпор деструктивным течениям и нападкам, безусловно, даст положительный эффект. А поэтому нельзя ошибаться при анализе происходящего вокруг нас: что есть сохранение духовного стержня, а где циничная подмена понятий. И не стоит путать православные традиции милосердия и непротивления злу с необходимостью защиты духовности народа. Смирение не может оставаться понятием двухтысячелетней давности. Сейчас надо заявлять о своих ценностях и жить в согласии с ними.
Я не сторонник некоторых политологов и ученых, которые считают, что русская культура сама по себе, а православная сама по себе. Я считаю, что наша культура плоть от плоти православная. Это абсолютно гуманный путь развития человека, направленный на повышение его духовности. Высокие моральные устои, нравственные ценности стабилизируют не только жизнь индивидуума, но и государство в целом. Особенно актуально это сейчас, в условиях глобализации. Сегодня мы погружаемся в мир совершенно иначе, чем наши предки. У нас другое ощущение пространства и времени. Сиюминутно с помощью новейших технологий мы можем оказаться в любой точке мира. Усиливается миграция, которая меняет традиционную культуру и устоявшиеся взгляды. Да, мы не можем игнорировать интеграционные процессы. Но надо понимать, что сегодня человек существует в условиях бушующей эпидемии, инфицирование и распад его духовности происходит очень легко. Например, можно услышать, что где-то в церковь ходить не принято и ничего, там хорошо живут. Такие некорректные ссылки разрушительны. Необходимо укреплять иммунитет к таким воздействиям, сохраняя и почитая собственные традиции. Иначе каждого из нас будет очень легко путем искушения превратить в агрессивного человека с крайними взглядами.
Как сохранить собственный духовный мир в нашем мультикультурном регионе?
Надо говорить о конкретных потребностях народов, которые здесь живут. Да, я люблю православных, но уважаю и верующего мусульманина, и буддиста, и католика. Когда речь идет о защите православия и народных традиций, не подразумевается, что следует ущемлять другие конфессии. Агрессия и моральная нечистоплотность не имеют национальности или религиозной принадлежности. Сегодня нападкам подвергаются православные устои и храмы, поэтому разговор об этом. Можно наблюдать очень опасное явление появились политики, которые жонглируют важнейшими понятиями, как, например, мультикультурность, не имея ни малейшего представления о том, что это такое. Очень хорошо сказал Аристотель: "Главное найти демагога, который своим красноречием овладевает мозгом человека". Применяя некие словообороты и фразы, можно замаскировать любую ситуацию. Порой за этим скрывается попытка искусственно противопоставить культуры разных народов.
Межкультурная мозаика, межнациональные отношения это как ювелирное изделие, в котором нельзя пытаться исправить что-то молотком. Тут нужен совершенно иной подход тактичный, бережный. Мы существуем в православной стране, а христианские народы характеризуются очень высоким врожденным интеллектом. Нас не надо учить толерантности и долготерпению, мы так жили всегда. Поэтому у нас свободно развиваются общности, принадлежащие к самым разным религиозным конфессиям. Но на интеллигентности легко сыграть. Ведь чем выше интеллект и нравственные качества, тем гуманнее, но в то же время и более уязвимее становится как отдельная личность, так и социум. Воспитанный в православии человек причину любой проблемы будет искать прежде всего в себе. Но сегодня нельзя бесконечно угнетать себя, надо научиться любить и уважать собственную культуру.
Какова роль религиозного образования в процессе становления мультикультурного общества?
Главенствующая. Я считаю, что церковь сегодня должна выйти к обществу. Был период, когда народ пошел в храм, а сейчас есть смысл в том, чтобы православие вышло к народу. Необразованность в вере является причиной агрессии. Я всегда был за изучение основ веры в школе. Кто воспитан в традициях ислама, должен иметь возможность изучать Коран, а православный познавать Библию. Общество нуждается в высококачественных, доступных религиозных знаниях. Практически все традиционные верования несут в себе позитивное начало. Агрессию проповедуют лишь сектантские и экстремистские псевдоучения. К толерантному социуму необходимо идти через качественное религиозное обучение. В этом направлении надо работать.
Мне кажется, есть проблема в том, что церковный мир немного не поспевает за изменениями мира светского. В настоящее время нужны высокообразованные священники, ведь такой человек морально очень силен. Хочу отметить, что на Дону сейчас сложилась в этом отношении весьма благоприятная ситуация. Глава нашей епархии имеет прекрасное образование. То же можно сказать и о патриархе Кирилле. Это знак для нас постепенно должен сформироваться образ священника-интеллектуала, ведь и паства стала гораздо образованнее.
Последнее время я много думаю, каким мог бы быть мой вклад в разрешение одной из наших насущных проблем межнациональных конфликтов, которые есть не что иное, как производная от межконфессиональных столкновений. Вывод очевиден: укрепляя отношения между различными религиозными направлениями, мы уберем почву для межнациональных конфликтов. Я задумываюсь о построении Храма толерантности на Дону, в основе которого круглый стол переговоров, а в виде лучей от него будут располагаться приделы для каждой конфессии.
Одной из главных задач всех религиозных деятелей, которые ведут свою паству на территории России, должно стать создание мультикультурной мозаики, глядя на которую, любой житель нашей страны мог бы сказать: тут есть и мой уголок. Все мы должны находиться в круге света в образованном, интеллектуальном обществе, тогда не останется почвы для разговоров о религиозном радикализме.
Источник: Российская газета