ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Почему в РПЦ не будет Реформации

Сергей Худиев :: 03 октября 2012

В последние несколько недель мы видели ряд публикаций и выступлений, объединенных общей темой – призыв к Реформации в Русской Православной Церкви . Мне кажется, что призывы такого рода – признак глубокого непонимания того, что такое Реформация, что такое Церковь и что такое вера в Бога вообще.

Немецко-американский теолог Пауль Тиллих определил религию как "предельную заботу" – то, что является абсолютным, предельным интересом в жизни человека. Это определение критиковали за то, что под него подпадают и вполне светские идеологии, может подпасть даже хобби, если оно для человека важнее всего. Но оно ухватывает очень важную сторону религии, по крайней мере монотеистической, – требование предельной посвященности. Самый важный факт в реальности вообще – Бог; самый важный факт в моей жизни – отношения с Богом. Перспектива вечного спасения (или вечной гибели) задает совершенно серьезный, неигровой характер религиозного поиска. Дороги, которые мы выбираем, приводят нас в рай или в ад, к тому, что мы обретем Бога и возрадуемся Ему вовеки, или к тому, что мы окончательно исторгнемся во тьму внешнюю. Наш выбор имеет вечные последствия; как сказал Клайв С. Льюис, "самый скучный, самый жалкий из тех, кого мы видим, воссияет так, что сейчас мы бы этого и не вынесли; или станет немыслимо, невообразимо страшным".

Реформаторы XVI века отличались предельной серьёзностью. Лютера не волновал вопрос о том, как бы ему сделаться великим реформатором. Он мучился совсем другим вопросом: "Wie kriege ich einen gnaedigen Gott? " ("Как мне найти милостивого Бога? ") Лютер видел свою главную проблему совсем не в Риме – а в своем грехе и Божием гневе на грех. В Реформации, как это всегда бывает с такими масштабными явлениями в человеческой истории, переплелись политические, экономические и культурные факторы – но сами реформаторы были людьми, которых больше всего интересовал именно Бог и вечное спасение.

Нынешние разговоры о Реформации показывают умонастроение полностью противоположное. Они прежде всего выглядят глубоко вторичными по отношению к политическому протесту. Первая и главная претензия к Церкви – поддержка текущего политического режима; мы не будем обсуждать, насколько эта претензия обоснованна, просто отметим, что она никак не связана со словом Божиим, вечным спасением и тому подобными вещами. Политический протест в нашей ситуации отличает одна интересная особенность – его карнавальность. Граждане выходят на улицу в забавных костюмах и с остроумными плакатами, людей посмотреть и себя показать, осмеять начальника и пообщаться в атмосфере, несколько напоминающей веселые сатурналии. Что же, это даже хорошо – всяко лучше, чем баррикады и уличные бои, и нам есть за что благодарить теоретика цветных революций Джина Шарпа с его методичкой. Но у карнавализации есть одна важная особенность – ее неподлинность. Человек может надеть маску хоть верующего, хоть атеиста, издевательски поклоняться портрету Путина, потом в том же игривом и шутовском настроении возносить как бы молитву, заявлять о своем неверии, призывать к Реформации.

Не будем обсуждать здесь, какие политические плоды может принести такое настроение, но отметим, что никаких религиозных плодов оно принести в принципе не может. Церковь особенно чтит мучеников как свидетелей веры, именно потому, что вера – это не то, во что вы согласны на досуге поиграть. Вера – это то, за что вы согласны умереть.

Или, когда умирать не требуется, то, на чем вы намерены строить всю вашу жизнь. Надежда, в которую вы готовы вложиться целиком и полностью. Повеления, которым вы готовы покориться безусловно. Лютер во многом ошибался и вообще наломал дров – но он определенно был верующим. Когда он говорил свою знаменитую фразу "Моя совесть в плену у слова Божьего... На том стою и не могу иначе, и да поможет мне Бог", – он не красовался и не играл и не собирался постить в Facebook фотку "я у Вормсского собора". Он знал, что дело, вероятно, кончится для него мучительной смертью.

Он едва ее избежал. Но он верил, что Бог, перед которым он отвечает за свои решения, обязывает его поступить именно так.

Те, кто говорит о Реформации в наше время, либо прямо исповедуют свое неверие, либо просто не обращаются к Богу, Его слову, вечному спасению верующих и тому подобному. Их интересы и их претензии к Церкви лежат в совершенно другой сфере. А Реформация – это именно религиозное движение с очень серьезными побочными эффектами в области политики. Это никоим образом не политическое движение с побочными эффектами в области религии.

Могут ли быть искренне религиозными люди, которые по тем или иным причинам решают пребывать вне Русской Православной Церкви ? Разумеется, и у меня среди них много друзей и знакомых. Но они не будут устраивать Реформацию – по той же причине, по которой они не будут открывать Америку и изобретать велосипед. Реформация уже давно произошла, и, хотя в определенных кругах принято жаловаться на "монополию РПЦ", ничего похожего на монополию вроде той, которую в свое время разрушил Лютер, давно не существует. В Москве десятки (если не сотни) религиозных общин, восходящих к Реформации, – есть лютеранские приходы, есть англиканский, есть баптисты и пятидесятники, и, общаясь с их представителями, я заметил, что борьба с РПЦ совершенно не находится в центре их интересов. В центре их интересов находится слово Божие. Вы не можете быть новым Колумбом. Вы можете только переселиться на открытый им континент. Вы не можете быть новым Лютером – вы можете только присоединиться к лютеранам.

Одна из причин, по которым критика РПЦ часто представляется мне глубоко неискренней, – это нежелание большинства критиков присоединиться к какой-либо вообще общине, в которой хоть как-то призывается имя Христово и читается Писание. Человек, у которого есть религиозные интересы, проявляет их в какой-то религиозной практике – он присоединяется к единоверцам в общей молитве, принимает участие в каких-то религиозных обрядах, в воскресное утро направляется в то или иное место поклонения. Люди, которые являются слишком хорошими христианами для РПЦ, почти всегда оказываются слишком хорошими для любой реально существующей христианской общины – исторической, реформированной, какой угодно. Поэтому я и не предполагаю в Русской Православной Церкви никакой Реформации – ее некому возглавить и ей некому последовать.

Однако сами разговоры о Реформации высвечивают определенную проблему – и это прежде всего проблема непонимания. Есть две степени непонимания – когда человек не понимает и отдает себе в этом отчет. Чтобы сознавать свою некомпетентность, нужен некоторый уровень компетентности. Бывает, что человек не понимает даже степени своего непонимания. Когда люди, однозначно внешние по отношению к какой-либо христианской традиции, выговаривают Патриарху за неправильное следование Евангелию и строят планы восстановления истинного христианства, мы имеем дело со вторым. Лютер и его католические оппоненты находились в одном и том же контексте – в контексте веры в Бога и поиска вечного спасения. Те, кто говорит о Реформации сейчас, находятся вне этого контекста. Чтобы войти в него, нужен определенный переворот в себе, а не в Церкви , в своих целях и устремлениях. Реформаторы и их оппоненты по-разному смотрели на почитание Богородицы. Но те и другие исходили из убеждения, что миссия Богородицы в истории спасения состоит отнюдь не в том, чтобы прогонять Путина.

Источник: НГ-Религии

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама