В этом году отмечаем 1150-летие зарождения российской государственности: отсчет, как известно, ведем с того года, когда призвали варягов, уяснив, что сами с собой управиться не можем.
Старая Ладога одно из мест торжеств, поэтому, говорили, в "первую столицу Руси" хлынут деньги на реставрацию. Но знающие люди скептически усмехались. Третий год ничего не получает на восстановление Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, памятник федерального значения. Ему через три года исполняется 900 лет это как минимум. Вероятно, это вообще первый монастырь на Ладоге, получается, первый монастырь первой столицы государства.
Райский уголок
Как ни странно, об этом древнейшем монастыре осведомлены меньше, чем о староладожском мужском Никольском. Хотя не заметить его сложно: стоит у дороги, "забор" стена высотой метров пять.
Когда стену восстановили, она была белейшая. Но быстро обзавелась потеками: мимо то и дело шуруют фуры. Местные и приезжие собирают подписи "против грузовиков" объезд же есть.
Монастырские стены не неприступны: двери открыты, до вечера по тропинкам гуляют ладожане с детьми. Вдоль дорожек что-то вроде альпийских горок, летом из зелени и цветов выглядывает то енот, то олененок монахини приспособили садовые скульптурки.
Настоящих животных тоже достаточно: есть птичник; на ящичке для пожертвований "в пользу животных" слезная мольба: "Собаку не кормить! Паломников сотни, а собака одна, пожалейте животное, она уже болеет!". На самом деле собака не одна, их несколько, все миролюбивы.
Одна из будок и вовсе кошачья. Старый кот Оятик (назван в честь Оятского женского монастыря) дарит взглядом как рублем. Насчет хрестоматийных "церковных мышей" не знаем, но в монастыре есть две шиншиллы с детенышами: реставраторы подарили; обитают в двухэтажной клетке в трапезной. Еще есть декоративные ангорские кролики, тоже с приплодом.
На первый взгляд райский уголок. Особенно если учитывать, в каком виде это все было еще несколько лет назад, когда земли вернули монастырю.
В авангарде женская обитель
О том, что главный храм монастыря, церковь Успения Богородицы, настолько древний, еще в прошлом веке не догадывались. Сбивали с толку поздние перестройки.
Предполагается, что строительство этого храма заслуга шведской принцессы Кристин, жены князя Мстислава Великого, старшего сына Владимира Мономаха, рассказывает благочинная монастыря мать Иллария.
И сразу оговаривается: версии голословны, документов по Ладоге не сохранилось возможно, были увезены в 1600-е годы шведами. О принцессе Кристин (или Христине, или Кристине) и в справочниках говорится: "известно очень мало". То, что строительство обители, по-видимому, ее затея, вычислили логическим путем.
Расположение монастыря довольно странное: перед крепостью, то есть прямо на пути движения вражеских войск с севера, поясняет мать Иллария. Кто мог основать монастырь, да еще женский, в таком, казалось бы, неподходящем месте? Вероятно, тот, кто не боялся нападения северного соседа. Получается, единственное время, когда здесь мог появиться женский монастырь, когда Ладогой владели Мстислав Великий и его супруга Кристин, которой не с чего было опасаться шведов.
Есть и более смелая версия: еще в XI веке здесь стоял деревянный монастырь с деревянной церковью Успения, и строила это все супруга Ярослава Мудрого Ингигерда, тоже из шведов. А каменный храм будто бы возвел сын принцессы Кристин князь Изяслав: при реставрации в ХХ веке на постройке был обнаружен знак Рюриковичей тогда и поняли, что церковь древняя.
Сейчас храм такой, каким был девять веков назад, без гораздо более поздних колокольни и придела Благовещения.
Хотя и пристройки были "с историей". Например, колокольня, которую строила игуменья Евпраксия, настоятельница храма с 1779 по 1822 годы. Как в Петербург к Ксении, а потом в Москву к Матроне, так в Ладогу ездили к игуменье Евпраксии.
В храме вы можете походить по полу девятисотлетней давности. Точнее, походить над ним реставраторы оставили небольшой участок древнего пола, покрыв его непробиваемым стеклом. Неподалеку возле стены гроб-костяница. При раскопках в советское время было уничтожено кладбище вокруг храма. Кости появляются из земли до сих пор. Их складывают в этот гроб, а возле церкви собрано несколько надгробных плит малая часть того, что было найдено.
Липы Лопухиной
Службы в Свято-Успенском храме ведутся только летом: храм холодный. Обычно служат в домовой церкви Крестовоздвижения, здании красного кирпича (XIX век), в котором только по кресту на крыше угадаешь храм: шатер церкви и второй этаж были снесены в советское время.
После революции настоятельница монастыря Порфирия (Глинко) обратилась к новой власти с просьбой организовать здесь детдом. Надеялась так продлить жизнь монастыря. Тем более что почти у каждой монахини и так были воспитанницы и из богатых семей, и из бедных.
Правительство согласилось, детдом начал работу. В таком виде монастырь продержался до 1925 года. К этому моменту насельниц было около семидесяти. Об их дальнейшей судьбе известно немного одних репрессировали и выслали, других казнили. Престарелые монахини в большинстве своем умерли от холода и голода. Они похоронены на монастырском кладбище у церкви Алексия, человека Божия.
Детский дом существовал до 1961 года, потом стал коррекционным интернатом. В 2005 году монастырь "принимал хозяйство" у интерната уже в таком состоянии, что помещения трудно было назвать жилыми.
Рядом с церковью Крестовоздвижения деревянный домик, такие строили на свои средства обеспеченные женщины, уходя в монастырь. До революции домов было 18. Этот, у церкви особый: стоит на фундаменте дома, в котором жила сосланная Евдокия Лопухина, первая жена Петра I. Жила здесь семь лет, до смерти Петра.
Увидите в монастыре две старые-престарые липы это, говорят, те, что остались "от аллеи, посаженной царицей". Еще одна липа, в 2010-м вырванная ураганом, стала скамейкой на ней туристы любят фотографироваться.
Икру ложками
Еще о "не закрытости" монастыря. Мы попали на постриг. Правда, успели только к самому концу, когда приехавший из Александро-Невской лавры архимандрит Никита, представляя новоиспеченную инокиню, увещевал прихожан: "И теперь ее имя Александра. Не ошибайтесь, не называйте прежним именем". Так в монастыре стало одной постриженной насельницей больше. Теперь их шесть.
Нас пригласили на трапезу. Мы, гости, таращились на плошки с красной икрой. Игуменья Ангелина, настоятельница монастыря, иронично комментировала: "Будете говорить, что мы тут икру ложками едим". Икра синтетическая: рыбный бульон, желатин.
Игуменья остроумна ("Мать Александра, это сколько ж мы бумаги перевели, пока для тебя прошения об иночестве писали! Ты уж отработай"). Строга. И стратег. Реставратор Алексей Лапин рассказывал: монастырь возвращался на прежние земли с трудом. У многих были виды на это шикарное место четыре с лишним гектара у Волхова. Говорят, если бы был только один светский претендент у монастыря не было бы шансов. Но желающих оказалось несколько, пока спорили: развлекательный центр, коттеджи, еще что-то земли отошли епархии.
Местные жители новому соседу не умилялись: им кто-то разъяснил, что будь на месте монастыря развлекательный центр была бы у местного населения работа.
Игуменья Ангелина размышляет: откуда такое отторжение? Когда-то в Ладоге было, по разным подсчетам, от семи до девяти монастырей; почему так много на таком кусочке земли? То ли потому, что место святое, то ли, наоборот: монастыри ставили, стараясь одолеть язычество, тут же курган на кургане. На старых картах игуменья видела: рядом стояла деревня Чертово.
Но настоятельница, повторим, оказалась стратегом. Власти монастырю воду вырубили, а монастырь загодя скважиной обзавелся. Отопление отключили, а в монастыре предусмотрительно печки поставили и дровами запаслись. Реставраторы комментировали: одно дело умолять инстанции, потому что тебя на колени поставили, ни воды ни тепла; другое дело когда и вода и тепло есть, можешь ходить и требовать.
Чем Минкульт послал
Как-то приехал в монастырь Михаил Швыдкой, он тогда министром культуры был. Осмотрелся возмутился: "Сколько лет еще реставрировать будете?!" Алексей Лапин посчитал: "При таком финансировании лет сто". Обсчитался: на самом деле выходило лет двести.
Швыдкой понял. В следующем году финансирование реставрации выросло на порядок: с пяти до 50 миллионов рублей. Но потом пошло на снижение и уже третий год ноль.
Свято-Успенский храм стоит, снаружи отреставрированный, внутри законсервированный. В банно-прачечном корпусе отреставрированы только стены, окна и крыша. Игуменья ищет средства, но, выказывая осведомленность в мирских делах, комментирует: "У властей свои заботы то кризис, то вступление в ВТО, то олимпиада..."
Реставрация ведется на пожертвования. Суммы, конечно, не соответствуют объему работ. Алексей Лапин говорит: деньги предпочитают давать на что-то очевидное: на фасад, крест позолотить... Добыть средства на проектные работы, подземные крайне сложно, потому что эта работа невидима.
Монашествующие своими силами с помощью трудников обустроили сестринский корпус, поставили звонницу вместо разрушенной колокольни, разбили сад, огород, цветник, восстановили часовню и монастырскую лавку, трапезную с кухней. Сейчас восстанавливают церковь Алексия человека Божия на кладбище. Следующий этап спасти от разрушения двухэтажный дом причта Успенского монастыря.
Десять насельниц монастыря поддерживают федеральный памятник и хозяйство, с которым когда-то управлялись более двухсот человек.
Источник: Санкт-Петербургские ведомости