Страна ищет стержень национальной культурной идентичности
Отмечаемый в этом году общенациональный юбилей 1150 лет российской государственности сопровождается не только фестивалями, краеведческими чтениями и ярмарками "под хохлому", но и серьёзными общественно-политическими дискуссиями.
ОТ РУСИ К РУНЕТУ
О значении государственной власти немало говорили на международной научной конференции "От Древней Руси к Российской Федерации: история российской государственности", прошедшей на днях в стенах Московского университета. В приветственном обращении к её гостям и участникам Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин высказал предостережение в адрес тех, кто пытается прорваться в будущее, не оглядываясь назад: "Сейчас, когда некоторые силы пытаются играть на противоречиях в обществе, особенно важно знать и помнить историю нашего государства, включая события последних лет. Давайте вместе анализировать их и делать выводы. Вся наша история, включая двадцатилетний путь современной России, убеждает нас, что только правовое государство гарантирует эффективное развитие и достойное будущее".
Казалось бы, зачем доказывать само собой разумеющееся? И всё же выбранная тема весьма актуальна и связана не только с большим количеством юбилеев, пришедшихся на этот год, а ещё и с назревающим конфликтом двух культур сетевой и реальной, зачастую противопоставляющих себя друг другу. Ведь новые формы социальных коммуникаций, появившиеся благодаря стремительному развитию техники и средств связи, в свою очередь породили своеобразную параллельную реальность, в которой отражается и интерпретируется всё происходящее в стране и мире, находится место для гражданской самоорганизации и взаимопомощи, а государственная власть зачастую представляется чем-то ненужным и существующим отдельно от общества.
ГОРИЗОНТАЛЬ ВЛАСТИ
Некоторые социологи, исследуя этот феномен, говорят о наступлении новой эры "горизонтальной социальной активности", которая не ограничивается одной лишь общественной проблематикой, но перетекает и в политическую плоскость. Доказательством тому служат и тысячи завсегдатаев "болотных площадей", и многочисленные сетевые проекты, направленные на общественный контроль над властными органами. В то время как одни твёрдо стоят на позиции укрепления институтов государственной власти, другие предлагают перераспределить их полномочия в пользу "креативного класса", жаждущего деятельного участия в управлении страной. И с этой развилки открывается удивительный вид, причём сразу в двух направлениях.
Одна дорожка условное светлое будущее, в котором исчерпавший свои возможности капитализм, как по Марксу, уступит место коммунистической модели общественного устройства. А чтобы обрисовать другую перспективу, достаточно взглянуть на Тунис, Египет и Ливию, где вместо ожидаемой демократии уже два года подряд царит полный хаос. Жители этих стран на личном примере уяснили, что лишить государственные институты властных полномочий не так трудно. А вот вручить их оказалось некому. Общество само по себе не готово использовать обретённую власть по назначению ради общественного блага.
ВСЯ ВЛАСТЬ ОТ БОГА
Отчего так происходит, в ходе конференции в МГУ попытался объяснить Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Переведя вопрос в теологическую плоскость, он заметил, что "представители государственной власти совершают миссию, возложенную на них самим Богом". Хотя тут же оговорился, что "это относится не к конкретным лицам и политическим системам, а к самому институту власти". "Там, где государство не может исполнять свои функции, водворяется хаос. Сохранение институтов власти является залогом процветания общества", заключил Святейший.
Эти слова позже прокомментировал председатель Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. На вопрос корреспондента "Парламентской газеты" о том, сможет ли общество прожить без государства, протоиерей Всеволод Чаплин ответил: "Многие грехи и многие добродетели останутся неизменными вне зависимости оттого, каких технических высот достигнет общество. Зло будет присутствовать в нём до скончания века, и для сдерживания этого зла как раз и нужно государство. В этом смысл его существования. Если вывезти всех пацифистов и анархистов на отдельный участок земли и дать им возможность создать собственный социум без чиновников, без армии, без полиции, то их "государство" просуществует не более суток".
ИЩУТ СВЯЩЕННИКИ, ИЩУТ ПОЛИТИКИ
Едва закончилась научная конференция в МГУ, как в Москве открылся очередной Всемирный русский народный собор, который вынес на повестку дня вопрос о формировании концепции цивилизационной идентичности России. А ещё раньше участники "Изборского клуба", проходившего в подмосковных Химках, пытались отыскать новый культурно-идеологический базис, дабы противопоставить его "вульгарной либеральной идеологии". Общий стержень, способный объединить вокруг себя столь разнородное российское общество, сегодня не ищет только ленивый. Причём отыскиваемые "дороги в будущее" прокладываются в самых разных направлениях.
Впрочем, тут нечему удивляться. Достаточно оглянуться в прошлое и вспомнить, что Россия всегда была сплавом самых разных культур и традиций, а потому так часто оказывалась на перепутье, раздираемая на части своей же противоречивой натурой. Тут тебе и византийский деспотизм, и античная философская мысль, и библейские заповеди, и неискоренимая славянская ментальность. Одним словом тот самый особенный евразийский путь, который ни умом не понять, ни аршином не измерить. А вот верить в него и в будущее российской государственности нам придётся. Если мы, конечно, хотим попасть в это будущее.
Протоиерей Всеволод Чаплин: "Если вывезти всех пацифистов и анархистов на отдельный участок земли и дать им возможность создать собственный социум без чиновников, без армии, без полиции, то их "государство" просуществует не бол ее суток".
Источник: Парламентская газета