То, что человечество не может двигаться вперед, не расставаясь со своим прошлым, это несомненно. Как расставаясь смеясь или без особого веселья это бывает по-разному. В межвоенное двадцатилетие тоже прощались с вчерашним миром, понимая, что так, как было до 1914 года, уже никогда не будет, но большого смеха и большой радости это не вызывало. Куда именно "вперед" это тем более бывает по-разному, потому что, строго говоря, само слово "вперед" еще ничего не говорит о правильности избранного пути. Иногда лучше назад, да и вообще азимутов много целых 360 градусов.
Тем не менее отмена важных культурных и, шире, миросозерцательных вех необходима политику, желающему произвести серьезный переворот. Ведущие европейские державы так и не смогли до конца пересмотреть итоги Второй мировой войны. Не то чтобы они им были очень дороги, и не то чтобы давняя антигитлеровская коалиция не вызывала у них никаких вопросов, но неохота ворошить прошлое, тем более что свои Аушвицы у всех имеются. Поэтому во Франции по-прежнему уйма табличек "Avenue de Stalingrad", а памятники-тридцатьчетверки по-прежнему стоят в Тиргартене. На расчет с символами (хотя уж сколько лет прошло) не хватает духа, оттого и политика и внутренняя, и внешняя, отношения с той же Россией вялая, "и не друг, и не враг, а так". Без отказа от пережитков не удается придать политике жесткость XXI века. Хотя порой и хочется. Тогда как прибалтийские страны смогли бестрепетно свершить такой отказ и обрели замечательную жесткость в политике. "Никакого дождя не было".
То же самое мы наблюдали в последние годы советской власти. Вряд ли там была полная предопределенность, отыграть что-то можно было но ценой отказа от сковывающего и расслабляющего гуманизма. "Народ нас не поймет" etc. Посредством полной бесчеловечности социализму вполне можно было придать второе дыхание и так въехать в XXI век. Но духа не было.
Сейчас подобное же расслабление ума и воли наблюдается и в либеральной части освободительного движения. Идейной работы вообще не наблюдается, вожди считают вполне достаточным повтор разогретых к ужину лозунгов двадцатилетней давности (типа "Хочешь жить как в Европе?"). Картина в чем-то даже парадоксальная: движение, объявившее себя выразителем нужд и чаяний креативного класса, максимум, на что способно явить свою креативность, это на несмешные шутки, с которыми активисты ходят на митинги. В смысле же какого-то идейного творчества полное наличие отсутствия.
Писатель Д. Л. Быков является, по сути, единственным в поле воином: наряду с изящным поэтическим творчеством двудюжий Быков отдувается и за весь креативный класс в постановке новых нетривиальных проблем. Он год назад, до всяких Белковских и Толоконниковых, призвал к церковной реформации; он полгода назад открыто заклеймил людей низкого звания, поименовав их быдлом (со времен трубадура Бертрана де Борна мало кто осмеливался); сейчас он открытым текстом назвал сборник "Вехи" позорным и призвал избавиться от ложного стыда, заставляющего до сей поры приносить авторам "Вех" ритуальные поклоны (хотя бы они были весьма лицемерны). На крайний случай делать вид, что "Вех" вообще не существует, каковая страусиная позиция тоже не пользует нимало. Вместо этого он решительно отрясает прах: "Ругают в России того, кто что-то делает... Рекомендовать соборность и покаяние, внутреннее самосовершенствование и смирение, в то время как главной повесткой власти становится месть всем, кто посмел открыть рот (в 1909 г. страшно мстили. М. С.), это очень выгодно и элегантно, но поразительно глупо и неблагородно".
Что важно делает это первым начиная с 1917 года. Конечно, Ленин обругал "Вехи" сразу после выхода в свет, назвав их "энциклопедией либерального ренегатства", так он вообще был известный чернобай. Милюков даже предпринял лекционную поездку по России с разоблачением "Вех" но в случае с ним это было типическое "Оленя ранили стрелой" (если не "Козлу стрела попала прямо в ж..."). Но после катастрофы как отрезало.
Допустим, сперва было не до того, а потом, при т. Сталине, вольная мысль не приветствовалась, но и в послесталинское, довольно уже вегетарианское время, когда "Вехи" опять стали и читать, и в самиздате комментировать, четко сложилось правило, действовавшее до сегодняшнего дня, т. е. более полувека: о "Вехах" или хорошо, или ничего". Отчасти тут была магия имен. Бердяев, Булгаков, Струве, Франк всех их чохом назвать глупыми и неблагородными не всякий решится. Все ж таки слава России, и "кто я, а кто они". Правило насчет русского школьника, возвращающего карту звездного неба исправленной, в некоторых случаях не работает.
Но главная причина пиетета в другом. Случай, когда лучшие умы страны, признанные в этом качестве, предостерегали: "Блюдите, сколь опасно ходите", это предостережение было широко растиражировано, и затем спустя лишь восемь лет оно сбылось во всем ужасе другого такого, пожалуй что, и не найдешь. Причем авторы "Вех" не просто пророчили, они методически разъясняли, почему это добром не может кончиться. Этим и объяснялось молчание критиков: что тут скажешь. Предвосхищая Д. Л. Быкова, указывать: "Если интеллигенция и далека от народа, то виновата в этом не она, а народ" довольно слабое утешение на фоне Семнадцатого года. Уверять: "Вместо грандиозного февральского краха и октябрьского взрыва мы получим так себе пук, без человеческих жертв. А вместо "философского парохода" будет чья-нибудь прогулочная яхта, на которой они и порадуются в очередной раз своей белоснежной правоте" безответственность можно являть и даже бравировать ею, но прежде считалось, что в беседе о предметах серьезных это не вполне подобает. А главное мало кого убеждает.
"Вехи", несмотря на смелую попытку Д. Л. Быкова, продолжают быть камнем преткновения для безоглядной легкокрылости, но капля камень точит. Объявление прошлого яко не бывшим и к тому же бывшим совершенно иначе враз не дается. Но окончательное беспамятство рано или поздно настает тогда и случаются звездные часы человечества, радостно чаемые талантливым писателем. Понравятся ли они ему это другой вопрос.
Источник: Эксперт