ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Вехоповал

""Вехи", несмотря на смелую попытку Д. Л. Быкова, продолжают быть камнем преткновения для безоглядной легкокрылости"

Максим Соколов :: 08 октября 2012

То, что человечество не может двигаться вперед, не расставаясь со своим прошлым, – это несомненно. Как расставаясь – смеясь или без особого веселья – это бывает по-разному. В межвоенное двадцатилетие тоже прощались с вчерашним миром, понимая, что так, как было до 1914 года, уже никогда не будет, но большого смеха и большой радости это не вызывало. Куда именно "вперед" – это тем более бывает по-разному, потому что, строго говоря, само слово "вперед" еще ничего не говорит о правильности избранного пути. Иногда лучше назад, да и вообще азимутов много – целых 360 градусов.

Тем не менее отмена важных культурных и, шире, миросозерцательных вех необходима политику, желающему произвести серьезный переворот. Ведущие европейские державы так и не смогли до конца пересмотреть итоги Второй мировой войны. Не то чтобы они им были очень дороги, и не то чтобы давняя антигитлеровская коалиция не вызывала у них никаких вопросов, но неохота ворошить прошлое, тем более что свои Аушвицы у всех имеются. Поэтому во Франции по-прежнему уйма табличек "Avenue de Stalingrad", а памятники-тридцатьчетверки по-прежнему стоят в Тиргартене. На расчет с символами (хотя уж сколько лет прошло) не хватает духа, оттого и политика – и внутренняя, и внешняя, отношения с той же Россией – вялая, "и не друг, и не враг, а так". Без отказа от пережитков не удается придать политике жесткость XXI века. Хотя порой и хочется. Тогда как прибалтийские страны смогли бестрепетно свершить такой отказ – и обрели замечательную жесткость в политике. "Никакого дождя не было".

То же самое мы наблюдали в последние годы советской власти. Вряд ли там была полная предопределенность, отыграть что-то можно было – но ценой отказа от сковывающего и расслабляющего гуманизма. "Народ нас не поймет" etc. Посредством полной бесчеловечности социализму вполне можно было придать второе дыхание и так въехать в XXI век. Но – духа не было.

Сейчас подобное же расслабление ума и воли наблюдается и в либеральной части освободительного движения. Идейной работы вообще не наблюдается, вожди считают вполне достаточным повтор разогретых к ужину лозунгов двадцатилетней давности (типа "Хочешь жить как в Европе?"). Картина в чем-то даже парадоксальная: движение, объявившее себя выразителем нужд и чаяний креативного класса, максимум, на что способно явить свою креативность, это на несмешные шутки, с которыми активисты ходят на митинги. В смысле же какого-то идейного творчества – полное наличие отсутствия.

Писатель Д. Л. Быков является, по сути, единственным в поле воином: наряду с изящным поэтическим творчеством двудюжий Быков отдувается и за весь креативный класс в постановке новых нетривиальных проблем. Он год назад, до всяких Белковских и Толоконниковых, призвал к церковной реформации; он полгода назад открыто заклеймил людей низкого звания, поименовав их быдлом (со времен трубадура Бертрана де Борна мало кто осмеливался); сейчас он открытым текстом назвал сборник "Вехи" позорным и призвал избавиться от ложного стыда, заставляющего до сей поры приносить авторам "Вех" ритуальные поклоны (хотя бы они были весьма лицемерны). На крайний случай – делать вид, что "Вех" вообще не существует, каковая страусиная позиция тоже не пользует нимало. Вместо этого он решительно отрясает прах: "Ругают в России того, кто что-то делает... Рекомендовать соборность и покаяние, внутреннее самосовершенствование и смирение, в то время как главной повесткой власти становится месть всем, кто посмел открыть рот (в 1909 г. страшно мстили. – М. С.), – это очень выгодно и элегантно, но поразительно глупо и неблагородно".

Что важно – делает это первым начиная с 1917 года. Конечно, Ленин обругал "Вехи" сразу после выхода в свет, назвав их "энциклопедией либерального ренегатства", – так он вообще был известный чернобай. Милюков даже предпринял лекционную поездку по России с разоблачением "Вех" – но в случае с ним это было типическое "Оленя ранили стрелой" (если не "Козлу стрела попала прямо в ж..."). Но после катастрофы – как отрезало.

Допустим, сперва было не до того, а потом, при т. Сталине, вольная мысль не приветствовалась, но и в послесталинское, довольно уже вегетарианское время, когда "Вехи" опять стали и читать, и в самиздате комментировать, четко сложилось правило, действовавшее до сегодняшнего дня, т. е. более полувека: о "Вехах" или хорошо, или ничего". Отчасти тут была магия имен. Бердяев, Булгаков, Струве, Франк – всех их чохом назвать глупыми и неблагородными не всякий решится. Все ж таки слава России, и "кто я, а кто они". Правило насчет русского школьника, возвращающего карту звездного неба исправленной, в некоторых случаях не работает.

Но главная причина пиетета в другом. Случай, когда лучшие умы страны, признанные в этом качестве, предостерегали: "Блюдите, сколь опасно ходите", – это предостережение было широко растиражировано, и затем спустя лишь восемь лет оно сбылось во всем ужасе – другого такого, пожалуй что, и не найдешь. Причем авторы "Вех" не просто пророчили, они методически разъясняли, почему это добром не может кончиться. Этим и объяснялось молчание критиков: что тут скажешь. Предвосхищая Д. Л. Быкова, указывать: "Если интеллигенция и далека от народа, то виновата в этом не она, а народ" – довольно слабое утешение на фоне Семнадцатого года. Уверять: "Вместо грандиозного февральского краха и октябрьского взрыва мы получим так себе пук, без человеческих жертв. А вместо "философского парохода" будет чья-нибудь прогулочная яхта, на которой они и порадуются в очередной раз своей белоснежной правоте" – безответственность можно являть и даже бравировать ею, но прежде считалось, что в беседе о предметах серьезных это не вполне подобает. А главное – мало кого убеждает.

"Вехи", несмотря на смелую попытку Д. Л. Быкова, продолжают быть камнем преткновения для безоглядной легкокрылости, но капля камень точит. Объявление прошлого яко не бывшим и к тому же бывшим совершенно иначе враз не дается. Но окончательное беспамятство рано или поздно настает – тогда и случаются звездные часы человечества, радостно чаемые талантливым писателем. Понравятся ли они ему – это другой вопрос.

Источник: Эксперт

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама