ГлавноеМатериалыНовостиМониторингДокументыСюжетыФотогалереиПерсоналииАвторыКнигиПоискКонтакты

Говорение на языках, или Почему обижаются верующие

Станислав Минин :: 09 октября 2012

Работая в отделе религий своей газеты, я убедился в том, как легко обидеть, а то и вовсе оскорбить верующих, во что бы они ни верили.

Например, неоязычники страшно обижаются на приставку "нео" и хотят, чтобы их называли родноверами, на худой конец – просто язычниками.

Неопятидесятников задевает та же приставка. Из-за этого у нас даже был спор с одной дружественно-конкурентной редакцией. Помнится, после какой-то пресс-конференции наш и не наш журналист эмоционально пикировались в лифте, и не наш сказал нашему: "Неужели вы не понимаете, что они как дети, они на все обижаются?!"

Имен не привожу специально. Даже не намекаю. Иисус, конечно, призывал "стать как дети", чтобы можно было войти в Царствие Небесное. Но вдруг это сравнение кого-то из верующих задевает...

Когда пишешь о религии и обществе, все время ходишь по минному полю. Филарет Денисенко – он Патриарх или "патриарх"? Украинский Патриархат – он закавыченный или нет? В принципе, если последователи Денисенко называют его Патриархом, то мое дело – записывать. Но что, если прихожане Московского Патриархата, читающие газеты, не подадут мне руки? Для них-то он – раскольник, на которого наложили анафему.

Десятки людей идут к освященной проруби, набирают воды, пьют ее и травятся. Как это комментировать? Мне хочется назвать это дикостью, безответственностью, антисанитарией. Но ведь люди искренне верят в силу святой воды, причем не абстрактной, а этой, из совершенно конкретной проруби. Я оскорблю их чувства? Как знать, возможно, что и оскорблю.

"Причем здесь религиозные чувства?" – спросят меня. Хороший вопрос. Я точно не знаю, что именно подразумевают под "религиозными чувствами" авторы рассматриваемого Думой законопроекта. Текст проекта определений не содержит. Пояснительная записка к нему ничего не поясняет. Поэтому я дую на воду, и она выплескивается через края чашки в моих дрожащих руках.

Как понимать религиозное чувство? Рудольф Отто в своей классической работе "Священное" (ровеснице Октябрьской революции) говорил о специфическом, будоражащем, загадочном опыте, который человек, пережив, пытается описать доступными ему средствами языка. Думается, что опыт первичен, а чувство, которое готовы защитить депутаты, есть не что иное, как аффективная привязанность к самому переживанию, к символам, при помощи которых оно описывается, к предполагаемому объекту, вызывающему эмоции.

Понимаю, как можно задеть такое чувство. Точно так же задеваются чувства влюбленного. Об объекте его страсти лучше молчать. Разрушишь миф – получишь по морде. Так и здесь. Вот только чувства верующих закон защищать будет, а чувства влюбленных – нет. Несправедливость.

Чувства влюбленных индивидуальны, а верующих коллективны? Да ничего подобного. Моя бабушка не испытывает никакой аффективной привязанности к тринитарному догмату, а вот Григорий Нисский, думаю, возгремел бы, задумай я отрицать в его присутствии единосущие лиц Троицы. Но святой Григорий вряд ли стал бы скандалить из-за того, что я включил в воскресенье пылесос, а для бабушки это вопиющее вторжение в тишь священного времени.

Верующие чувствуют индивидуально. Их натянутые как канат чувства сложно просунуть в игольное ушко даже самого замечательного из написанного людьми закона.

Больнее всего чувства верующих задевают другие верующие, точнее, верующие в иное. Кораны в США сжигал пастор, скандальный фильм про мусульман снимали христиане. И так далее, и тому подобные казусы. Верующие, точнее, те, кто привык от их имени высказываться, часто рисуют идиллические картины религиозного единства перед лицом либерального врага, желающего подмять их под себя и отменить как анахронизм. Это занятно, потому что именно присутствие и, не побоюсь этого слова, засилье светского вражины, а не собственная добрая воля, не дает им вцепиться друг другу в горло.

Охрана религиозных чувств силами государства, к слову, позволяет еще раз поговорить об атеизме. Что такое атеизм? Очень просто. Это религиозная бесчувственность.

Под давлением новых времен (секулярных, то есть атеистических, безбожных) верующие, точнее, те, кто привык говорить от их имени, изобрели "межрелигиозный диалог". У любого порядочного, интеллигентного и рукопожатного человека, пишущего о религии, например, в газету или журнал, эта комбинация из двух слов должна вызывать умиление – притом, что сложно придумать что-либо более бессодержательное, чем круглые столы с участием митрополита, муфтия и раввина.

Под флагом межрелигиозного диалога они вынуждены сдерживаться, не задевая чувств друг друга. Либо религиозные организации усаживают за стол таких своих представителей, которые и без знамен привыкли относиться к людям иных убеждений толерантно, если не с живым интересом. При этом никакого диалога нет, потому что благостными репликами за столом обмениваются либо белые вороны, либо неискренние, насквозь фальшивые чиновники "от религии". Живых, достоверных организмов там нет. Как только они появятся, пустые "Дамир-хазрат совершенно прав" и "Мы, католики, приветствуем наших православных братьев" закончатся, зазвучит живой язык, и кто-нибудь непременно будет задет, кто-нибудь хлопнет дверью.

Почему? Во-первых, потому, что молчать может человек, но не верующие, не масса, не религия как таковая, особенно если речь идет о мировой религии, христианской конфессии или толке в исламе. Религия – это либо избранность и отсечение себя от мира, который заведомо хуже, либо знание о том, как этот мир должен жить, и попытка его исправить.

Во-вторых, потому, что чувства задеваются там и именно там, где звучат два языка. Точнее, там, где происходит перевод с одного языка на другой, точнее, там, где имеет место попытка рассказать о мыслях, чувствах, привычках и поступках Другого так, чтобы это стало понятно тебе самому. Отрицание ведь тоже содержит в себе попытку осмыслить – и затем отвергнуть, заклеймить. Приятию также предшествует перевод. Кто-то воспринимает мусульман только как угрозу, христианских священников – как толстопузых лицемеров и развратников, а всех верующих – как мракобесов. Воспринимает и не может иначе понять, нет в его картине мира для всего этого иных ролей и ниш.

Есть и другие способы перевода. Наука, в том числе религиоведение, история, культурология, не может говорить о религии на ее языке. Точно так же зоолог не может делать доклад о тетереве, взбираясь на кафедру и токуя. У науки есть нечто общее с религией: она борется за влияние на мир, а ученые считают, что, пусть их знание ограничено (здесь – отличие от религии), но направление мысли, исследований, ход объяснений правильны, нуждаются в продолжении, дополнении, повторении. Одна тотальность берется говорить о другой тотальности на своем "правильном" языке.

И по-другому быть не может, потому что наука, не рассматривающая, например, версию эпилептических припадков и грамотности пророка Мухаммада, перестанет быть наукой и станет калькой официального религиозного дискурса. И независимая журналистика не может писать и говорить о религии на языке самой религии, потому что обслуживать она будет уже не общество, которое религию (вопреки 80% православных, согласно опросам) знает худо, а саму религию. И колумнист, сознательно отказывающийся от критики религии, потеряет доверие читателей, потому что это будет фальшь, это будет отказ от собственного языка. И карикатурист, не рисующий Христа, толстого попа или агрессивного мусульманина, умолчит о том, что важно для него.

Задеть чувства верующих легко. И выход – не в законах. Выход в том, чтобы принять собственную повышенную чувствительность как нечто, не вполне гармонично сочетающееся с многосоставным обществом. Пусть дурным, безнравственным, греховным, каким угодно. Верующий так устроен (или так устроился), что больно ему при соприкосновении с реальностью будет часто. Он выбрал себе такую жизнь. Он видит в этом залог лучшей жизни. Ему должно быть сложно, а сам он над этими сложностями должен возвышаться.

Разве не так? Если не так, то, право, лучше быть влюбленным. И атеистом. Они вообще бесчувственные. Или животные, как сказал замечательный Юрий Вяземский, после чего так и не дождался сожжений ордена Шелкового умника у дверей своего подъезда.

Источник: Русский журнал

Аналитика
Книги А. В. Щипкова
Telegram
новости
Щипков. "Плаха – геноцид русских"Ректор РПУ: яркая дискуссия о традиционных ценностях подтвердила актуальность темыВ рамках Петербургского экономического форума официальный представитель МИД России М.В. Захарова провела презентацию монографии В.А. Щипкова "Против секуляризма"Представители Церкви приняли участие в панельной дискуссии на сессии "Религия и экономика: к новым путям взаимодействия государства и религиозных организаций" в рамках Петербургского экономического форумаА.В. Щипков выступил на сессии "Роль государства и медиа в формировании мировоззрения и ценностей человека" в рамках Петербургского международного экономического форумаЩипков. "Писательский труд"Щипков. "Беловежский сговор"Щипков. "Потёмкинские деревни"Щипков. "Окраинный нацизм"Щипков. "Магистры в РПУ"Щипков. "Священный День Победы"Щипков. "Предметный патриотизм"Неделя ваий в университетском храмеЩипков. "Ефрем Сирин и Пушкин"Щипков. "Лютер и вечная Реформация"Ректор РПУ вошел в состав V созыва Общественной палаты города МосквыЩипков. "Епархиальный набор"Ректор Российского православного университета встретился с губернатором Смоленской областиЩипков. "Защита русского языка"Щипков. "Трамп и православие"Щипков. "Александр Третий и социализм"А.В. Щипков награжден почетным знаком Санкт-Петербургского государственного университета святой Татианы "Наставник молодежи"Митрополит Санкт-Петербургский Варсонофий освятил домовый храм Санкт-Петербургского государственного университетаЩипков. "Фонд ”Защитники Отечества”"А.В. Щипков: Защита русских и Православия на Украине должна стать темой диалога с СШАЩипков. "Церковь и идеология"Щипков. "Либеральное право"Щипков. "Дмитрий Медведев про Тайвань и Украину"В рамках Рождественских чтений состоялась дискуссия с ректором Российского православного университета святого Иоанна Богослова А.В. ЩипковымВ рамках Рождественских чтений состоялась презентация учебного пособия по курсу "Обществознание" для 10-11 классов православных гимназийВ рамках Международных Рождественских чтений в Российском православном университете состоялась конференция "Образ Победы в словах и в красках"Щипков. "Русский календарь"В рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится дискуссия с ректором Российского православного университета А.В. ЩипковымНа конференции в рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится презентация учебного пособия "Обществознание" для 10–11 классов православных гимназийВ рамках XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений состоится Конференция "Духовно-нравственное воспитание в высшей школе"В Российском православном университете состоится научно-практическая конференция "Образ Победы в словах и красках"Щипков. "Патриарх и будущее русского мира"Щипков. "Церковные итоги 2024 года"Щипков. "Политические итоги 2024 года"Щипков. "Российский православный университет"Щипков. "Шесть принципов Путина"Щипков. "XXVI Собор ВРНС"Щипков. "Фашизм Макса Вебера"Щипков. "Идеология вымирания"Щипков. "Грузия и Молдавия. Выборы"В Отделе внешних церковных связей состоялась презентация книги В.А. Щипкова "Генеалогия секулярного дискурса"В Российском православном университете обсудили возможность введения церковнославянского языка в средней школеВ Москве прошли общецерковные курсы повышения квалификации для преподавателей обществознания в духовных учебных заведениях Русской ЦерквиЩипков. "День Бессмертного полка"Щипков. "Новая воспитательная политика"Щипков. "Журнал ”Ортодоксия”. Полоцкий собор"Щипков. "Субкультура оборотней"Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в домовом храме Российского православного университетаПредседатель Отдела внешних церковных связей выступил с лекцией перед студентами Российского православного университетаЩипков. "Кто изобрёл концлагерь?"Ректор Российского православного университета принял участие в первом заседании Комиссии по реализации основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовных ценностей в Администрации Президента РФЩипков. "Русский мир против нацизма"А.В. Щипков выступил на заседании Высшего Церковного Совета, которое возглавил Святейший Патриарх КириллЩипков. "Религия французской революции"Щипков. "”Кем быть?” или ”Каким быть?”"Ректор РПУ и председатель попечительского совета Института теологии СПбГУ А.В. Щипков принял участие в освящении домового храма СПбГУЩипков. "Напутствие студентам"Щипков. "Глобализм и индустрия детства"Щипков: России необходима Новая воспитательная политикаЩипков. "Уроки Первой мировой войны"Щипков. "Олимпийский позор"Щипков. "Гламур убивает патриотизм"В Российском православном университете состоялась торжественная церемония вручения дипломовРектор Российского православного университета вошел в состав Совета Российского союза ректоровЩипков. "Справедливые налоги"Состоялось общее собрание Московского регионального отделения Всемирного русского народного собораУчастники ПМЮФ – о том, как зафиксировать традиционные ценности в правеПодписано соглашение о сотрудничестве между Российским православным университетом и Санкт-Петербургским государственным университетомЩипков. "Дмитрий Медведев о деколонизации"/ ещё /
университет
Лекторий
доклад
мониторинг СМИ
"Подобного еще не было в России". В Смоленске начнут денацификацию европейского мышленияНовая воспитательная политикаЧто стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьиАлександр Щипков: "Одна из глобальных миссий России – репатриация христианства в Европу"Русское образование должно быть русским: имперские традиции высшей школы возрождаютсяВласть "пространства"Русские выздоравливают: прививка от гибели сделана 30 лет назад15 мая. Патриарх Сергий. 79 лет со дня кончиныВрачей не хватает: кто-то уехал, кто-то погиб, кто-то прятался по подваламОбъединив потенциал лучших экспертов"А вы дустом не пробовали?"Народный социализм и православие: жизнь сложнее противостояния/ ещё /
реклама