Церковь у Белковского представлена как стагнирующая корпорация, которая должна серьезно заняться обновлением менеджмента; в противном случае, необходимо будет ввести внешнее управление. Не говоря о том, что это никак не может понравиться собственно церковной иерархии, это вряд ли понравится православному духовенству и самим верующим. Потому что корпорация (подобная другим корпорациям) – это только одно из измерений церкви.
Одна из весьма непростых, но актуальных проблем церкви – это ее вовлеченность в политику. Как бы политику не определять, очевидно, что фактически церковь всегда, в той или иной мере, активно или реактивно, участвует в политическом процессе. Тем более такая "большая" церковь, как РПЦ, в такой большой стране, как Россия. Российская церковь не за страх, а за совесть была одной из "опор старого режима", а когда он в 1917‑м развалился "в три дня" – стала стремительно воссоздавать свою субъектность, игнорируя пресловутую уваровскую триаду и обнаруживая собственные основания. Надо признать, что одной из характеристик исторического бытия церкви является то, что она постоянно, то есть периодически, "возрождается" в разных исторически уместных формах. Одно из таких возрождений и имело место в межреволюционный период (поместный собор, избрание патриарха, миссионерские и монашеские съезды и проч.). В результате РПЦ стала для "нового режима" одним из самых опасных политических врагов – именно в силу того, что не была субъектом чисто политическим. И никакие декларации церкви, что она – только церковь и политикой не занимается, не могли ввести в заблуждение безбожную власть, которая сделала все, чтобы церковь подавить и по возможности уничтожить. Далее, однако, имело место регулируемое возрождение РПЦ после 1943-го (по очевидно политическим причинам), и, наконец, очередное ее возрождение происходит в нынешний постсоветский период…
Специфика церкви, как и всякой религии, в том, что она обеспечивает выход из "этого мира" (в том числе и из мира политики), но это выход, так сказать, не окончательный. Выходящие – остаются. Более того – возвращаются...
Полный текст читайте на сайте "Новая политика"