Если в Яндексе начать набирать слова "апостол Фома", поисковая машина сама предлагает уточнить запрос: "апостол Фома неверующий". Следующим же вариантом идет: "апостол Фома как человек сомневающийся". Где-то между этими двумя понятиями неверие и сомнение и обитает "народный" образ апостола Фомы.
Тем не менее Православная церковь этого человека чтит как святого. Но почему? Этого не понять, если не разобраться, в чем же заключалось неверие и сомнение апостола Фомы и как далеко восприятие его образа в народе с течением веков отошло от евангельских реалий.
Имя апостола Фомы сегодня стало нарицательным, а выражение "Фома неверующий" крылатым. Довершил эволюцию образа апостола поэт Сергей Михалков знаменитым стихотворением о том, как "ни дома, ни в школе, нигде, никому не верил упрямый Фома ничему". С легкой руки мастера имя Фомы для широкой аудитории стало ассоциироваться не просто с неверием, а с упрямством.
Но что было изначально, в Евангелии? Когда Христос воскрес из мертвых, он явился своим ближайшим ученикам, которые, боясь преследования иудеев, укрылись все вместе в горнице за закрытыми дверями. Фомы среди них в тот момент не было, и друзья рассказали ему о том, что Христос воскрес, лишь на следующий день. Но апостол Фома не поверил, сказав: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю". Через неделю Христос второй раз явился ученикам в горнице. На этот раз Фома был здесь, и Христос Сам обратился к нему: "Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим". В ответ на это Фома исповедал свою веру, лишенную даже намека на сомнение: "Господь мой и Бог мой!"
Евангельский то есть подлинный апостол Фома отличается от обобщенного "Фомы неверующего" принципиально. "Неверующий" не верит оттого, что не хочет верить. То, во что предлагается верить (что бы это ни было), ему не нужно. Апостол же не верит своим друзьям именно оттого, что... очень хочет верить. Ему очень нужно, чтобы весть о воскресении Христа оказалась правдой. Во Христе в этот момент все его надежды и вся его жизнь. Для него это настолько важно, что ему страшно обмануться. И он хочет во всем убедиться сам. Парадоксально, но апостол Фома отказывается верить в воскресение Христа именно от избытка веры. Любопытный момент: в стихотворении Михалкова Фома не верит "ничему", то есть отказывается воспринимать доводы. Но евангельскому Фоме другие апостолы доводов не предлагают. И отвергает он не доводы, а свидетельство. Разница эта принципиальна. В обычном споре дело решают аргументы. В разговоре о Боге доводы бессмысленны. К вере приводит только личная встреча с Богом, которая у каждого происходит по-разному, но у всех таинственно. И апостол Фома, не поверив чужому свидетельству в поисках своего собственного, оказался единственным, кто подумал о нас простых смертных, всех будущих верующих. Он первым понял, как будет непросто человеку прийти ко Христу, Которого он физически увидеть не может. И как ответ на это мы до сего дня можем слышать слова Христа из Евангелия, обращенные к Фоме: "Ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие".
Особое значение здесь имеет слово "увидел". Многие полагают, что апостола Фому убедило то, что он вложил руку в рану Христа. Но если внимательно посмотреть евангельский текст, там об этом ничего не сказано. Есть только предложение Спасителя: "...Подай руку твою и вложи в ребра Мои". Но сделал ли это Фома на самом деле или нет мы не знаем. Знаменитая картина Караваджо "Уверение святого Фомы", где апостол погружает палец в отверстие от копья, в известной степени фантазия автора. При этом на православной иконе "Уверение Фомы" апостол лишь тянется к ране Спасителя, но не дотрагивается до нее.
Выходит, что обобщенный "Фома неверующий", сложившийся в народе образ упрямого скептика прямая противоположность тому, из кого этот образ вырос. Сомнения заставили апостола еще глубже уверовать во Христа. Его неверие оказалось необходимым этапом на пути возрастания в вере. И неслучайно в тексте православного акафиста припев звучит так: "Радуйся, апостоле Фомо, неверованием добрым веру утвердивый".
Источник: Газета "Культура"